Накладки на кошелек

Датировка: XII век

Материал: кость

Техника: резьба, шлифовка

Резные костяные пластинки с изображениями на лицевых сторонах были найдены при раскопках в Пскове в 1972 году в культурном слое XII века. По краю пластин – круговая бороздка с отверстиями – скорее всего, это обкладки кошелька.

Изображения на лицевых сторонах пластин выполнены в технике гравировки и плоскорельефной резьбы по заполированной поверхности. На одной пластине изображен кентавр, снаряженный миндалевидным щитом и булавой. На кентавре рубаха с четырехугольным вырезом и двумя поперечными полосами на плечах. На другой пластине видим фантастического зверя, помещенного в круглом медальоне. На шее животного – ошейник в виде узкой полоски, украшенной «бегунком». Туловище перехвачено каемчатым поясом.

Облик и композиция обоих изображений не вызывают сомнений в их принадлежности к кругу прикладного искусства древней Руси.

Копытный кентавр на пластине из псковской коллекции имеет некоторые своеобразные черты. Ракурс его тела более естественный и в тоже время динамичный, благодаря повороту головы в сторону движения. На псковском кентавре нет головного убора, и его одежда не имеет разработанных деталей. Специфические особенности пока только псковского изображения – это поворот головы от направления движения на ¾ к «зрителю», наличие щита в левой руке, подпруга (пояс) на конской части тела, украшенная S-образным завитком стилизованного растительного орнамента, полоски над копытами.

Сравнение иконографии кентавра, атрибутов, постановки фигуры, а также орнамента седла на пластине из Пскова с другими памятниками позволяет сделать заключение о том, что изображение действительно могло быть создано в середине или второй половине XII в.

Зверь, изображенный на второй пластине, наделен чертами, говорящими о фантастичности образа: соединение торса и лап хищника из породы кошачьих с собачьей мордой с заостренным носом, длинный, раздваивающийся на конце хвост, присутствие ошейника и пояса-подпруги. Многие детали в изображении пластины находят себе аналогии в изображении фантастических животных в древнерусском искусстве XII-XIII вв.

Сочетание в одном предмете изображений двух фантастических существ, вероятно, не было случайным. В русском прикладном искусстве более позднего периода кентавр иногда появляется в сопровождении фантастических птиц и животных, в том числе зверей с когтистыми лапами. В этой связи интересно указание средневековой «Притчи царя Соломона о цари Китоврасе», где говорится, что последний «во дни царствует над людьми, а в нощи обращается зверем Китоврасом и царствует над зверями». Быть может, зверь с собачьей мордой и есть одно из циклических превращений Китовраса – в данном случае «ночного» царя зверей.

Литературная основа внешней характеристики Китовраса дает возможность судить о нем как о существе сказочном, наполовину человеке, наполовину – коне. Кентавр-Китоврас на псковской пластине – воин, сильный и решительный. Булава в его руке – не только оружие, но, возможно, и символ власти. Сказочный Китоврас – бог людей и зверей, бог-оборотень, недремлющий днем и ночью, мог иметь охранительное и благожелательное значение для хозяина кошелька.

Находка в Пскове свидетельствует о самостоятельной проработке общемирового литературного и изобразительного сюжета. Изображение кентавра на псковской пластине является одним из древнейших в русском искусстве.

Поделиться: