Воскресение. Сошествие во ад с избранными святыми

Датировка
Сер. XV в.

Происхождение: не установлено. Время поступления в музей: из довоенного собрания. Во время Великой Отечественной войны вывезена оккупантами в Германию. В Псковский музей возвращена после 1945 г.

Исследователи не раз отмечали самобытность псковской иконографии этого сюжета. Для неё характерно динамическое построение композиции со сложным ракурсом центральной фигуры Христа в ярко-красном развевающемся гиматии. Символика цвета здесь многозначна - это и символ крови ветхозаветного пасхального агнца, остановивший карающий меч ангела у дверей праведных иудеев, и "новой Пасхи", "Жертвы живой" - Агнца Христа, искупившего своей крестной смертью первородный грех; это и "одежда окровавленная отмщения", и "риза бессмертия", и "червленый" бесшовный хитон предания, сшитый для Христа самой Богородицей.

На иконе Христос энергичным движением выхватывает Адама и Еву из ада. Христос побеждает смерть. Зло преодолено, смерть попрана, ад – тоже. Христос находится в центре миндалевидного овала (мандóрлы) – выразительного символа райских дверей, открытых для сонма святых и праведников.

Любопытно, как псковичи понимали и изображали ад – как пещеру, окружённую крепостными стенами с башнями. В аду три Ангела, подобно язычкам пламени, осветили адскую пещеру и побивают сатану.

На чёрном фоне адовой пещеры видны личина внутреннего замка, гвозди, крюки – орудия традиционных «адских мук», в то же время, они не случайны. Внимание к этим изделиям кузнецов можно объяснить и самим характером жизни Пскова – крупного ремесленного центра Древней Руси.

Толпа праведников устремляется к выходу на "свет Божий". В верхней части иконы – избранные святые с Николаем Чудотворцем в центре вместо Христа.

Псковские "Сошествия" наполнены эсхатологическим предчувствием конца мира и зовут к покаянию, дарят надежду на прощение грешников. Они несут отпечаток переживаний, обсуловленных общим фоном жизни в средневековом Пскове.

Поделиться: