Париж. Вид с площади Согласия на проспект Елисейских Полей

Автор
Жорж Стейн (Georges Stain)
Год
1880-е гг.
Материал, техника
Холст, масло, 38,3х55,5

Картина «Париж. Вид с площади согласия на проспект Елисейских полей» поступила в 1978 г. из собрания архимандрита Алипия (И. М. Воронов, Псково-Печерский Святоуспенский монастырь, г. Печоры, Псковская обл.).

Художник в продолжение нескольких десятилетий в конце XIX века с любовью и неиссякаемым восхищением фиксировал уличную жизнь Парижа, Женевы, Лондона. Произведения Ж. Стейна в большом числе тиражированы на почтовых карточках того времени. Он предлагал зрителю Париж с его удивительной атмосферой – с продавцами цветов, господами, дамами, детьми. Искусство Стейна легко и элегантно и лишено психологической и социальной глубины. Это легкость на поверхности эмоционального восприятия мира от красивого пейзажа, солнца, дождя, воздуха. Он специализировался преимущественно на изображении городских сцен, в его картинах как в зеркале отразилось время. Он одинаково виртуозно владел акварелью и маслом и был умелым графиком.

Ярчайший пример его картин - Елисейские поля в начале 1900-х годов с многочисленными конными экипажами и парижским обществом, облаченным в парадные одежды. На картине изображен вид от обелиска площади Согласия на проспект Елисейских Полей. «Устье» улицы фланкируют хорошо видные т. н. «Кони Марли» скульптора Гийома Кусту (1677 – 1746), установленные здесь в 1795 г. Вдали видна Триумфальная арка. Некоторые нюансы произведения (расположение теней и т. п.) заставляют предположить, что здесь запечатлено время около 11-ти часов утра. Картина имеет многочисленные аналоги-варианты, где автором разработаны иные условия освещённости, времени суток. Художник очень часто писал именно это место Парижа в разное время дня и ночи.

Живописная манера мастера, картины из Псковского собрания, очень ярка, отточена и узнаваема. Искусство мастера сильно и молодо. «Прекрасная Эпоха», обильно им запечатлённая, отражена на многих картинах Стейна: это и первые автомобили, и элегантно одетые прогуливающиеся люди. Сквозь марево воздуха силуэты кажутся нечеткими, чуть размытыми, словно кадры старого кино. Картина насыщена светом, динамична: экипажи, блюстители порядка на лошадях, и кажется, художнику удалось передать звуки и запахи, которые можно встретить исключительно на улицах в самом сердце Парижа. Перед нами предстают сцены, настолько осязаемые, что создаётся полное ощущение присутствия, причастности к происходящему. Словно зритель - один из персонажей картины.


Поделиться: