«Сокровищница старой русской книжности» – так назвал свой путеводитель по фондам отдела рукописных и редких книг (Древлехранилище) Псковского музея его создатель Леонид Алексеевич Творогов[1].
Древлехранилище Псковского музея – это уникальный отдел с общим количеством единиц хранения более ста тысяч. В его составе представлены фонды многочисленных старых псковских библиотек ХV – ХХ вв. Это более тысячи фондовых коллекций, содержащих рукописные и старопечатные книги; редкую книгу гражданской печати XVIII – нач. XIX вв.; старообрядческие рукописи и издания; книги западноевропейской печати XVI – XX вв.; прижизненные издания русских писателей и поэтов XIX – XX вв.; отечественную периодику XIX – XX вв., издания псковских типографий, книги с автографами и экслибрисами; письменные источники дореволюционного периода и современной истории Пскова.
«Рукописное собрание… является одним из крупнейших периферийных музейных собраний страны», – писал известный археограф В. И. Малышев в 1955 году в своей работе, посвященной собранию рукописей Псковскогомузея. Формирование коллекции началось в 70-ые гг. XIX в. и тесно связано с деятельностью Псковского археологического общества. После 1917 г. коллекция пополнилась поступлениями из закрывающихся церквей и монастырей, церковных и светских учебных заведений, усадебных помещичьих библиотек, частных собраний. В 1934 г. библиотека и архив находились в Поганкиных палатах и насчитывали 704 рукописи и 25000 книг. В период Великой Отечественной войны был нанесен большой урон библиотеке, исчез архив музея. К счастью, основная часть рукописей была эвакуирована в г. Советск Кировской области и возвращена в музей в 1945 г. В 1970-80-ые гг. в результате собирательской деятельности сотрудников отдела, коллекция рукописей пополнилась еще на сто ед. хр.
Самая ценная часть книжного собрания музея - коллекция славяно-русских рукописных книг. Она насчитывает чуть более 500 рукописей и показывает разнообразие псковской книжной культуры на протяжении пяти веков. Это многочисленные синодики псковских церквей и монастырей, сборники, содержащие исторические и житийные повести, сказания об иконах, сборники стихотворений и народных песен, учебная и учительная литература, старообрядческие полемические сборники, богослужебные и певческие рукописи. Самые ранние памятники относятся к XIV – XV вв., поздние – датируются 30-ми гг. XX века и относятся к старообрядческой традиции.
В составе коллекции имеются иллюминованные рукописи, украшенные миниатюрами, заставками, инициалами, орнаментированными листами. Таких рукописей 87, из них 21 лицевая (с миниатюрами). Их изучение представляет интерес для искусствоведов и других специалистов, так как дает возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные художественные особенности в работе писцов и художников книги и.
Жемчужиной собрания является Евангелие апракос 1532 г. – вклад богатого заказчика в Спасо-Елеазаровский монастырь, о чем свидетельствует запись в самой книге. Рукопись представляет собой прекрасный памятник книжного дела. Текст исполнен четким каллиграфическим полууставом, золотая вязь заглавий, в красках с золотом миниатюры; роскошно оформленные и декорированные художником заставки нововизантийского орнамента с яркими красками, наложенными на золотой фон, помещенные перед основными текстами; множество инициалов, составленных из растительных, зооморфных антропоморфных и плетеных элементов.
Четыре миниатюры с изображениями евангелистов наследуют традиции древнерусской живописи. Первая – Иоанн Богослов (л.1 об.), вторая – Матфеей (л. 51 об.), третья – Марк (л.110 об.), четвертая – Лука (л. 146 об.). Каждая отделена охранной завесой красного или зеленого шелка.
Рукопись состоит из 52 тетрадей, в основном по 8 листов, лишь несколько тетрадей имеют другой счет. Это связано с оформлением – миниатюрами и завесами. После миниатюр с евангелистами, перед каждым из больших разделов Чтений годового круга, размещены четыре большие заставки (л. 3, 53,112, 148). Они органично сочетаются с крупными инициалами. Пятая заставка (л. 259) меньшего размера; она предваряет текст Евангелия субботам и неделям Великого поста и также сочетается с большим инициалом; шестая большая находится на л. 339 – перед Месяцесловом, но имеет инициал малого размера. Все заставки выполнены в нововизантийском стиле: геометрический орнамент с наполнением из цветов и листьев.
На л. 3 – заставка в виде прямоугольника: по золотому фону (внутри) широкая рамка расчерчена решеткой из треугольников синего цвета, стороны треугольников декорированы волнообразной линией. В них вписаны зеленые, оранжевые и розовые листья, в углах - квадраты с четырехлепестковыми цветами (квадрифолии). В рамке – два круга, соединенные наискось между собой, заполненные цветочно-растительным орнаментом, на золотом фоне, между кругами – красные, оранжевые и зеленые листья. Над центром заставки – красный цветок с двумя синими остроконечными листьями, по углам – широкие листья с завитками. Внизу стебли – стержни с листьями и бутонами, вырастающими из плетенки. В цветовом построении преобладает светло-голубой и синий тон.
Л. 53 – на золотой фон заставки по периметру нанесена тонкая синяя полоса, по которой идеторнамент из ритмически повторяющихся волнообразных линий, нанесенных белилами на синий цвет. Внутри - два полукружья, между ними – пять кругов с яркими цветами, пространство между заполнено зелеными и оранжевыми листьями. В центре заставки – сердцевидное украшение с цветком, а в самом центре – полукружья с яркими цветами, углы заполнены вьющимися побегами синего цвета. На заставке – плетенка с крестом, по углам широкие листья, внизу стебли – стержни с остроконечными листьями с завитками.
Л.112 – заставка в виде прямоугольника с зеленой тонкой рамкой на золотом фоне. Внутри два круга с цветочным орнаментом, между кругами в сердцевидных украшениях – пальметта. Сверху – сидящие на широких листьях ярко и пестро раскрашенные павлины. Над центром – крест; внизу стебли – стержни с листьями и цветами в бутонах. Цветовая гамма построена на сочетании красных и синих тонов.
Л. 148 – в прямоугольнике по золотому фону – две рамки: первая тонкая – синяя, с белыми штрихами; вторая более широкая – зеленая, ограниченная с трех сторон орнаментом из трилистника коричневого цвета, с белой окантовкой. В центре - сердцевидное украшение с крупным цветком и расходящимися тонкими вьющимися побегами с цветами и листьями. Над центром заставки - крест, вырастающий из цветка, по углам – широкие листья, внизу – стержни – бутоны с крестами. В цветовой гамме преобладает зеленый тон.
Л.259 – заставка в виде узкого прямоугольника с тонкой зеленой рамкой, в которую вписана вьющаяся ветка с крупными цветами. В центре композиции – византийский цветок. Над заставкой и по углам - цветы с бутонами (почками), внизу – цветок полукрина.
Л.339 – в прямоугольник по золотому фону вписана тонкая красная рамка. В ней – два круга, заполненные вьющимися побегами, идущими из сердцевидных украшений с яркими цветами и листьями. Сверху – цветок с бутоном, по бокам – широкие листья с завитками, внизу - сердцевидные зеленые листья с золотой опушкой вокруг. В красках преобладают оттенки красного цвета и бирюза.
Орнамент всех заставок, имеет прорисовки, насечки, штриховки белилами и чернилами. После каждой из больших заставок помещен заголовок, написанный крупной золотой вязью.
Инициалов в рукописи 383 – все они нововизантийского стиля, в ярких красках и составлены из растительных, зооморфных, антропоморфных и плетеных элементов с прорисовками, штриховкой, насечками, крестами и т. д. Их можно разделить на большие, средние и малые. Часть больших инициалов имеет тонкую окантовку золотом (44). Зооморфные инициалы включают в себя птиц, крылатых драконов с птичьими головами, змей; на нескольких – вырастающие из стеблей огромные головы драконов с высунутым красными языками. В антропоморфных инициалах – «лики» в профиль.
Сохранность и художественная ценность этой почти 500-летней книги до сих пор продолжает восхищать.
Все это ставит памятник в один ряд с лучшими книгами первой половины XVI в.
Волкова Светлана Алексеевна,
зав. отделом рукописных и редких книг
[1] Леонид Алексеевич Творогов (1900 – 1978) – археограф, палеограф, краевед, создатель отдела рукописных и редких книг (Древлехранилище) Псковского музея-заповедника.
Поделиться: