В Пскове, на берегу реки Великой, возле древней паромной переправы, сохранился уникальный памятник, связанный с именами двух выдающихся деятелей русской культуры: Алексея Викторовича Щусева и Николая Константиновича Рериха.
Впервые в письменных источниках часовня упоминается под 1710 годом. В тот год в Псков со стороны Прибалтийского побережья пришло страшное моровое поветрие. Эпидемия унесла множество человеческих жизней. Одновременно в городе случился сильнейший пожар. По древнему обычаю для прекращения моровой язвы возвели деревянную часовню во имя Святой Анастасии. Она была поставлена у переправы через реку Великую на территории, которая в письменных источниках называлась Завеличье, в начале дороги на Ригу, чтобы «запереть» ее. Дальнейшая судьба памятника тесно связана с этим местом, строительством мостов и дорогой.
Долгое время район Завеличья соединялся с центром города временным мостом (понтонным), который функционировал в летнее время. Каждую осень он разбирался, так как весной его сносило половодьем, а зимой районы города соединялись по льду. Это место называлось - «Пароменье». Чуть позже здесь на месте деревянной была построена каменная часовня.
В начале XX века встал вопрос о возведении постоянного моста через реку Великую, так как районы города периодически оказывались отрезанными друг от друга. К 1909 году был утвержден проект нового моста. Работы по его строительству завершились в октябре 1911 года. Новый мост был назван Ольгинским. Одновременно было решено в самом начале моста, с его юго-восточной стороны, построить новую каменную часовню.
Каменную постройку возвели над часовней 1710 года. Закладка состоялась 5 августа 1911 года. Проект часовни был разработан известным архитектором А.В. Щусевым. Заказчиком работ по возведению стало Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. Маленькая часовня была построена в традициях древней псковской архитектуры. Квадратная в плане, с сомкнутым сводом, она была увенчана небольшим барабаном с круглой главой. Традиционный орнамент («поребрик», «бегунец») над оконными проемами, сдвоенные лопатки по углам и мемориальная доска украшали архитектуру памятника. Вход в памятник осуществлялся непосредственно с моста.
Часовня была расписана в 1913 году по эскизам знаменитого художника Н.К. Рериха. Живопись выполнил художник-реставратор Г.О. Чириков. Внутреннее убранство отразило идею заступничества святых и Небесных сил за Псков. По сторонам от входа, на откосах помещены фигуры святых покровителей Пскова князей Всеволода-Гавриила (XII в.) и Довмонта-Тимофея (XIII в.). Они изображены коленопреклоненными, с мечами в руках на фоне архитектурных построек: трехглавого и пятиглавого Троицкого собора. Над аркой входа – композиция «Спас и ангелы». Два ангела в золотых одеждах поддерживают убрус с образом Спаса Нерукотворного.
На внутренних стенах часовни, слева и справа от окон расположены ангелы, как символы четырех ветров. Каждый из них держит древко с развивающейся хоругвью. Над северным окном изображена Богородица, над южным – святой Николай. В плафоне (своде полотка) изображены небесные светила: луна, солнце и звезды. В центре – образ Святого Духа в виде стилизованного голубя, в кольце небесных сил, от которого исходят лучи света с херувимами. Нижнюю часть стен занимал полотенечный пояс с орнаментом. Большая его часть была утрачена.
После Октябрьской революции часовню закрыли. Настенная живопись была забелена, главка и барабан утрачены. Часовня использовалась не по назначению.
Фильм о судьбе часовни «Анастасия – значит «возрождение».
Весной 1969 года по плану реконструкции города старый Ольгинский мост было решено заменить новым, более широким. Часовня оказалась в самом центре проезда к строительной площадке и мешала вести работы. Тогда было принято решение ее снести. Только благодаря усилиям псковских архитекторов-реставраторов Э.М. Петуховой и Н.С. Рахманиной часовню удалось спасти. Им необходимо было доказать значимость памятника, т.к. на тот момент не было точных сведений, подтверждающих работу Н.К. Рериха в часовне, не было известно сохранились ли какие-нибудь следы росписей в ней. Было решено обратиться в Государственный Русский музей, в запасниках которого В.П. Князевой вскоре были найдены эскизы росписей свода и стен неизвестной часовни, созданные Н.К. Рерихом.
Теперь для подтверждения того, что эскизы были сделаны для Анастасиевской часовни в Пскове, нужно было сделать пробные расчистки внутренних стен. Из-за срочности работы пришлось проводить зимой. При температуре около 20 градусов ниже нуля новгородскими реставраторами под руководством В.Д. Михеева были проведены пробные расчистки, которые подтвердили, что часовня действительно была расписана по эскизам Рериха, найденным в Русском музее. Памятник был спасен, но его необходимо было срочно убрать с территории строительной площадки. Часовню было решено распилить на две части и перенести на новое место. При этом она получила традиционную ориентацию – запад-восток. Реставрация часовни была проведена в начале 70-х гг. XX в. В последующие годы были выполнены укрепление площадки и периодические косметические ремонты.
В данный момент часовня готовится к переносу на новое место.