Поганкины палаты – самая большая гражданская постройка XVII века на территории древнего Пскова – расположены в историческом центре, в черте Окольного города, на Полонище.
Палаты полностью сохранили свой объём, представляют собой П-образное здание, построенное из псковского известняка и состоящее из трех частей: трехэтажной, двухэтажной, одноэтажной. Эти разноуровневые части здания возводились одновременно. Со двора в палаты вели 2 крыльца, ныне не сохранившиеся. Анфиладное расположение комнат придает зданию вытянутую форму.
Здание палат построено по заказу главы рода, крупнейшего псковского купца С.И. Поганкина. Сергей Иванович был наиболее известным в Пскове представителем этой фамилии. Кроме него к роду Поганкиных принадлежали: инок Иона (схимник), три сына Сергея Ивановича – Яким, Иван и Георгий (Юрий), внуки Семен и Григорий, Мария, Феврония, Евдокия (жена Семена).
К настоящему времени существует несколько вариантов датировки Поганкиных палат: 1667-1671 гг. (В.А. Богусевич), 1671-1685 гг. (А.К. Янсон); 1678-1684/85 гг. (Л.А. Творогов); 20-30-е годы ХVII в. (Ю.П. Спегальский), 1681/82-1684 (Б.А. Постников), до 1645 г., до 1685 г. Все эти датировки связаны с упоминанием палат в «Книгах Сергея Поганкина».
Наиболее аргументированной представляется датировка В.И. Лабутина: май 1671 − декабрь 1679 гг.
Владелец палат и заказчик – Сергей Иванович Поганкин – купец Гостиной сотни – второй по значимости привилегированной сословной купеческой корпорации в Русском государстве. По легендам, такую фамилию купец получил то ли от того, что был иноверцем, то ли от того, что разбогател нечестным путем – нашел у себя на участке клад. В палатах проживал сам хозяин, его сын со своей семьей, здесь же помещались хозяйственные постройки, а в подвалах хранились товары.
Дату рождения Сергея Поганкина установить сложно. Первые документы с его именем – 1644 г., где он совершает сделки, которые можно было совершать лишь с 15 лет. Фамилия Поганкиных не только неизвестна в начале XVII в. среди богатых горожан, но и появляется только с упоминанием самого Сергея Ивановича. До 1653 г. он именуется в документах «посадский человек-огородник». И покупает Поганкин в это время клети, ниву, лавку в луковом ряду. Тогда же он приобрёл у вдовы Христины свой первый дворовый участок в Мокролужской сотне, где в дальнейшем строит каменные палаты.
В следующие 10 лет Поганкин приобретает «кожевный двор» на Завеличье, лавки в мясном ряду. Уже в 1650-е годы он привлекался к государственной службе: в 1653-54 гг. Сергей Поганкин – голова псковского кружечного двора; в 1658 г. – голова псковского денежного двора; в 1680 г. – голова Московского мытенного двора; 1688 г. – голова псковской таможенного двора; а в декабре 1679 г. зачислен в Гостиную сотню.
В 1689 г. Сергей Иванович был пожалован царями Петром и Иваном Алексеевичами серебряным ковшом за успешную таможенную службу.
В конце 70-х гг. Сергей Иванович достиг высшей точки в своём продвижении по социальной лестнице, пройдя путь от огородника до купца гостиной сотни. Поганкин разными способами сколачивал своё состояние. Агенты Поганкина выведывали и доносили своему патрону о том, кто лавками «не по праву владеет». От Поганкина тогда следовала челобитная воеводе со ссылками на соответствующие статьи Уложения, и обычно его прошение увенчивалось успехом. На самого Поганкина поступали жалобы за контрабандный провоз товаров, укрытие своих доходов.
О том, насколько псковский купец был богат, можно судить по одной из челобитных. У Поганкина имелись «на тягловых местах 5 дворов промышленных, двор с каменными палатами, двор солодовый, двор мыльной, двор снятовой, двор кожевной, …да у него де во Пскове во всех рядах 13 лавок и больше, на хлебной ниве анбары и клети с хлебом, и байдак большой промышленной, в чем соль и пеньку, а дети ево три сына приказчики сидят во Пскове в Сурожском ряду в трех лавках за сукнами и за локотными всякими товары, и промышляет с детьми своими и с приказчиками льном и пенькою и солью. И огородные промыслы держит, и мыло варит, и солод ростит, и снятки сушит, и хлебом торгут, и чистого и трепленого льну и пеньки за немецкий рубеж в Ругодев отвозит в байдарках берковцев по 600 и по 700 и по 800 и по 1000 на всякий год, а из Рогудева привозит соли ластов по сту и полтора ста, и сады, и вотчины со крестьяны держит».
Вероятно, в 1693 г., Сергей Иванович Поганкин умирает. Умирают два его сына Еким и Юрий. Всё наследует Иван, а затем – внук Григорий Юрьевич. А со смертью Григория в моровое поветрие 1710 г. исчезает в Пскове богатая купеческая фамилия Поганкиных. Владения их завещаются монастырям, переходят в руки душеприказчиков – Никифора Ямского и Фёдора Русинова. Перешли в числе прочего имущества и каменные палаты.
Есть сведения о том, что после его смерти Поганкины палаты «с каменным и со всяким строением» и «пожитками» захватил псковский купец Трубинский, но ненадолго – палаты затем оказались во владении у Римских-Корсаковых – предков композитора Н.А. Римского-Корсакова.
В 1711 г. казна арендовала Поганкины палаты для провиантского магазина, где хранился провиант и фураж, а с 1721 г. – порох и артиллерийские припасы.
На протяжении 30-х гг. XVIII в. вопрос о покупке здания палат у Корсаковых в казну ставился неоднократно, но оценочная сумма была слишком велика. К началу 40-х гг. военному ведомству стало необходимо решить вопрос о размещении в Пскове провиантского магазина. Найти другое столь же большое по объему здание в Пскове не удалось, строить новое помещение для магазина было очень дорого, и казна решает наконец приобрести здание палат. В 1747 г. оно было куплено у Корсаковых за 2000 рублей.
В 1898 г. псковским губернским предводителем дворянства и председателем Псковского археологического общества (ПАО) был поставлен вопрос о передаче палат Псковскому археологическому обществу для размещения в нем музея.
Положительному решению вопроса помог счастливый случай. Предводителю псковского дворянства Николаю Ивановичу Новосильцеву и председателю ПАО предстояло представление Государю Императору. Было решено для поднесения императору изготовить роскошный альбом с фотографиями Поганкиных палат, выполненными фотографом Кононовым и раскрашенными акварелью.
28 февраля в 2 часа дня Н.И. Новосильцев был принят Николаем II, где и преподнес императору альбом. При этом Н.И. Новосильцеву посчастливилось дать надлежащие объяснения, после чего «Его Величеству было угодно повелеть 7.03.1900 г. передать Поганкины палаты из ведомства Военного министерства в распоряжение и владение Псковского археологического общества». Так, в 1900 году, музей обрел свое первое собственное помещение.
15 декабря 1902 г. состоялось торжественное открытие музея и библиотеки.
За два года ремонта в здании были раскрыты заложенные окна и ниши, сделано новое каменное крыльцо по проекту архитектора Шишко, оштукатурены и побелены помещения, установлены новые печи, в помещениях третьего этажа сделаны новые потолки.
Несмотря на то, что в здании с 1902 г. уже работал музей и рисовально-технические школа, ремонтные работы продолжались еще в течение ряда лет.
9 августа 1903 г. Псков посетили император Николай II c императрицей Александрой Федоровной. В программе посещения значились и Поганкины палаты.
В 1903-04 гг. на деньги, пожертвованные Н.Ф. Фан-дер-Флитом (1300 рублей), были оштукатурены фасады здания, покрыта железом крыша на новом крыльце, прорублен свод в помещение 2-го этажа и устроена деревянная лестница для сообщения между этажами, а в 1907 г. в здание было проведено электричество.
Во время Великой Отечественной войны музей продолжал свою работу в период оккупации города фашистами. К концу лета 1941 года по инициативе и под руководством графа Сольмса из коллекций псковских музеев был сформирован «Музей Поганкина» в десяти залах палат. Для немецких солдат устраивались музейные выставки, где были представлены «западноевропейская и русская живопись, исторические предметы, одежда, церковные облачения, иконы и пр., а также остатки естественнонаучного собрания и ботанический материал». Музей был доступен и для публики ежедневно с 10.00 до 12.00.
Комиссию по восстановлению музея возглавил коренной пскович Иван Николаевич Ларионов. В октябре 1945 г. вернулись из эвакуации музейные ценности. По акту №1 была принята ценнейшая реликвия древнего Пскова – меч Довмонта. Возвращенные фонды размещались в Солодежне – памятнике архитектуры XVII в. Научная библиотека временно разместилась в частично сохранившихся после взрыва Поганкиных палатах.
В результате ремонтно-реставрационных работ 1949-1952 гг. помещения, объем и композиция северной части здания были восстановлены.
На месте каменного крыльца 1902 г. было установлено временное деревянное (снова пристенное) крыльцо-всход на второй этаж основной трехэтажной части.
В дальнейшем, в 1980-е гг. по заказу музея впервые были начаты планомерные историко-архивные, натурные, научно-исследовательские и проектные работы по реставрации Поганкиных палат, которые так и не были закончены, но дали новые материалы и открытия по истории здания и его архитектуре.
В ходе работ было разобрано деревянное крыльцо как не отвечающее историческим формам и на его месте проведены в 1982 г. археологические исследования, которые дали новые интересные материалы по устройству первоначального каменного крыльца.
В 2010 г. были проведены консервационные работы по покраске фасадов, замене консервационного покрытия.
Не так давно в Поганкиных палатах завершились масштабные реставрационные работы в рамках проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка «Сохранение и использование культурного наследия в России», и палаты вновь стали центральным музейным комплексом Пскова.
В конце декабря 2023 года в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника состоялось торжественное открытие сразу нескольких выставок, которые составляют единое экспозиционно-выставочное пространство, посвященное жизни и деятельности легендарного купца Сергея Поганкина, а также истории его знаменитых палат.
Центральное место в экспозиции занимает «Кабинет купца Поганкина». В зале Поганкиных палат, наполненном уникальными экспонатами, гости смогут увидеть рабочее пространство легендарного псковского купца, изучить его библиотеку, познакомиться с праздничной и повседневной посудой и утварью того времени, увидеть знаменитые печные изразцы. Помимо этого, в экспозиции представлены элементы купеческого гардероба того периода, а также воссоздан неотъемлемый элемент дома каждого русского человека – красный угол.
Экспозиция «Музей Псковского археологического общества» познакомит посетителей с социокультурной средой провинциального губернского города последней трети XIX – начала XX века и возникновением идеи создания музея в рамках деятельности членов Псковского археологического общества (ПАО).
На выставке «Любуюсь Псковом» представлены две сохранившиеся иконы Печерского извода из фондов Псковского музея-заповедника: «Видение старца Дорофея» («икона Жиглевича») третьей четверти XVIII века и «Сретение Богородицы» из часовни Владычного креста 1784 года. Монументальная икона «Сретенье Богородицы» находилась на реставрации с 2018 года и теперь вновь доступна для обозрения.
На выставке «Колокола средневекового Пскова» можно увидеть два парных колокола мастера Логина Семенова 1570 года, колокол 1614 года, отлитый мастерами Савой да Козмой, колокол мастера Афанасия Панкратьева 1603 года. Исследования М. И. Зуева и А. Б. Постникова дадут посетителям возможность познакомиться с историей этих колоколов.
Выставка «Клады великих потрясений: от Русского царства к Российской империи» рассказывает о крупнейшем за всю историю раскопок в Пскове клада 2016 года, обнаруженного рядом с музейным кварталом. Клад был обнаружен в нескольких емкостях: 6 жестяных банок с монетами и 2 крупных серебряных сосуда. Позднее неподалеку в раскопе нашли еще два комплекса: жестяную коробку, наполненную сокровищами, а второй – сильно заржавевший комок находок. Посетив выставку, вы узнаете всю историю великого преобразования Русского царства в Российскую империю – от самого восхождения до полного ее крушения. Посетители увидят монеты чеканки всех представителей династии Романовых – от Михаила Федоровича до Николая Второго.
Поганкины палаты. 2022 год.