Уважаемые гости Псковского музея-заповедника! Обращаем ваше внимание, что с 3 сентября Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря возвращается к привычному режиму работы
На левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится один из древнейших монастырей Псковской земли. Время и обстоятельства основания Спасо-Мирожского монастыря не известны.Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Нифонта в его стенах был возведён каменный храм в честь Преображения Господня. Сведения об этом сохранились в древнейшей новгородской летописи под 1156 г., где сообщается о кончине новгородского владыки: «Тое же весне преставися архиепископ Нифонт апреля в 21 (день)». Среди объектов строительной деятельности упоминается псковская постройка: «а (в) Плескове Святаго Спаса церковь созда камяну». Строили монастырскую церковь новгородские мастера с использованием местной известняковой плиты и плинфы (крупноформатного кирпича).
Спасо-Преображенский собор в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Изначально он представлял собой необычный для древнерусской архитектуры тип крестообразной постройки с пониженными угловыми объёмами (малыми апсидами и западными угловыми камерами).
На завершающем этапе строительства были надстроены западные угловые палатки до высоты основного объёма здания. В законченном виде постройка приобрела традиционный кубический объём со смещением барабана к востоку. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся церкви Св. Климента в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311 гг.) в Пскове.
Для внутренней отделки храма новгородский владыка пригласил артель греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Иконографическая программа стенной росписи была определена самим заказчиком. Она отличается чёткостью, строгой последовательностью и логичностью.
Особое внимание уделялось оформлению алтарной части храма и барабану.В конхе алтарной части располагается «Деисус». В центре трёхфигурной композиции на престоле восседает Иисус Христос как Судия. Рядом в склонённых позах стоят Богородица и Иоанн Предтеча, обращающиеся к Спасителю с молитвой за род человеческий. Ниже в горизонтальном регистре расположена «Евхаристия», где Иисус Христос причащает Апостолов хлебом и вином.
На восточном своде помещён храмовый праздник – «Преображение Господне» в развернутом иконографическом изводе. В скуфье барабана представлена сцена «Вознесения Господня». В верхней зоне храма, на широких плоскостях восточной стены, над западным входом размещены крупномасштабные композиции праздничного цикла: «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение Господне», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Оплакивание», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов». Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых, расположенными в два регистра. «Страстная» тема представлена сюжетами: «Иисус Христос в Гефсиманском саду», «Поцелуй Иуды», «Отречение Петра», «Жены мироносицы у Гроба Господня», «Явление Христа женам мироносицам», «Уверение Фомы». Ниже располагаются сцены, иллюстрирующие чудеса и притчи.
В колорите росписи доминируют холодные и чистые тона голубого, желтого и белого цветов, которые создают величественную и праздничную атмосферу. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в
В позднесредневековое время фрески, потемневшие от грязи, сырости и копоти, были забелены. Во второй половине XIX в. фресковый ансамбль был открыт и исследован известным реставратором, академиком архитектуры Императорской Академии Художеств В.В. Сусловым (1886-1889 гг.).Но вскоре интерьер собора был поновлён клеевой живописью, которую выполнила приглашенная из Владимирской губернии артель крупного подрядчика Н.М. Сафонова (1898-1901 гг.).
В XX столетии периодически проводились работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению штукатурного и красочного слоя. Весной - летом 1929 г. в соборе небольшие реставрационные работы были выполнены под руководством председателя живописной секции Центральных Государственных реставрационных мастерских А.М. Анисимова. В 1969-83 гг. бригадой специалистов «Росреставрации» (руководитель Д.Е. Брягин) была проведена научная реставрация стенных росписей, в ходе которой был укреплён грунт и частично раскрыт от поновления красочный слой XII в.
В 1982 г. в Спасо-Преображенском соборе были созданы открытые фонды с соблюдением всех правил и норм хранения (проветривание, обогрев, замеры температуры и влажности). Собор был открыт для посещения, но в строгом соответствии с погодными условиями и температурно-влажностным режимом.
В 1992 г. бригадой Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства Культуры Российской Федерации (руководитель В.Д. Сарабьянов) были начаты работы по реставрации фресковой живописи в Спасо-Преображенском соборе, которые продолжаются до сих пор. Освобожденная от клеевого плена древняя стенная роспись Спасо-Преображенского собора поражает нас высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью красочных тонов, строгой, продуманной и классической иконографией. Сегодня это единственный в России по объему уцелевшей живописи (не менее 80%) и по степени его сохранности монументальный ансамбль.
Историко-архитектурный ансамбль древнего Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную надвратную церковь в честь Св. Стефана архидьякона (XVII в.), поставленную на двухпролётных Святых вратах, оформлявших главный вход на территорию монастыря. Эта постройка сменила предшествующий каменный одноимённый храм, возведённый в 1404 г. по обету иноком Карпом. К этому же столетию относятся каменные подвалы деревянных жилых построек (т.н. «Дом настоятеля» и братские кельи). На одной линии со Святыми вратами и Стефановской церковью находится двухэтажный каменный корпус конца XVIII в., где располагались братские кельи (верхний этаж) и кухня с трапезной (нижний этаж).
В июле 2019 г. на 43 Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Баку Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (XII в.) в числе десяти памятников псковской церковной архитектуры был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Фотографии обложки и шапки: Регина Малашук