Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Возвращение из Венеции

12.12.2014

Картина из собрания Псковского музея «Гостиная в Богдановском» («Интерьер») приняла участие в выставке «Палладио в России. От барокко до модернизма», которая проходила в Музее Коррер (Венеция) с 26 сентября по 10 ноября 2014 г. Картина принадлежит кисти неизвестного художника, возможно А.А. Алексеева (1808-1872 гг.) – ученика школы А.Г. Веницианова.

Выставка «Палладио и Россия. От барокко до модернизма» является проектом Министерства культуры Российской Федерации в рамках официальных программ Года туризма России в Италии. История восприятия и интерпретации творчества легендарного мастера позднего Возрождения легла в основу этой выставки отнюдь не случайно. Роль Андреа Палладио, безоговорочно признанного всеми историками искусства самым влиятельным архитектором в мире, переоценить невозможно. Для России же Палладио имеет особое значение – это имя всегда связывалось с образом Италии и определило не только русскую архитектуру, но и многое в русском сознании и бытии. Особый культурный феномен русской усадьбы сложился под его непосредственным влиянием.

Уникальная по составу и концепции экспозиция впервые позволяет проследить всю трехсотлетнюю историю «русского палладианства», включая в себя значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов лучших российских музеев и архивов. Среди участников выставки: Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей-усадьба «Останкино», Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.», Государственный музей-усадьба «Архангельское», Российский государственный архив древних актов, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей истории города Санкт-Петербурга, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств и филиал Музей-квартира И.И. Бродского, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Российская национальная библиотека, Библиотека Российской академии наук, Тверская областная картинная галерея, Череповецкое музейное объединение, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Пермский музей современного искусства.

Влияние Палладио выходило далеко за рамки архитектуры, поэтому зрители могли увидеть в залах Музея Коррер не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели зданий, но также живописные и графические работы таких выдающихся мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский, Кандинский и Суетин.

Выставка была организована музейно-выставочным центром РОСИЗО (г. Москва).

Картина из собрания Псковского музея ранее находилась в собрании Философовых (имение Богдановское Новоржевского уезда Псковской губернии). Гостиная Богдановского усадебного дома – самое богатое помещение в парадной анфиладе комнат – обставлена, согласно требованиям эпохи, в стиле классицизма: зеркала между окон, мебель из карельской березы с нарядной обивкой, симметрично расставленная вдоль стен, симметричный принцип развески картин и графики в золоченных рамах (произведения голландских и французских мастеров, а также Венецианова и его учеников). Кропотливое натурное письмо в излюбленном жанре интерьера выдает руку ученика Венецианова.

Об Алексееве А.А., кисти которого с достаточной мерой вероятности принадлежат интерьеры, можно узнать подробнее из статьи Антиповой Р.Н. «Художник венециановского направления», опубликованной в сборнике «Земля Псковская, древняя и социалистическая», Псков, 1987, стр. 74-77.

В общей сложности выставку посетило около 37 000 человек.

Картина вернулась из Венеции и заняла свое место в Картинной галерее нашего музея.