Ушёл из жизни Владимир Дмитриевич Сарабьянов
3 апреля ушел из жизни выдающийся искусствовед, талантливый реставратор и замечательный человек Владимир Дмитриевич Сарабьянов, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации, заместитель директора ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление», член Губернаторского совета по культуре Псковской области, член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, член Патриаршего Совета по культуре.
Почти половина его жизненного пути была связана с Псковом и его памятниками монументальной живописи. Начало было положено в 1985 г., когда в составе бригады своего учителя Г.С Батхеля он участвовал в реставрационных работах в Снетогорском монастыре. Позднее, в одном из интервью, он сказал: «Георгий Сергеевич меня всему и научил. Так я стал реставратором, несмотря на то, что с детства мечтал быть археологом». В 1990 г. он приехал в Псков уже как руководитель бригады. С этого времени до нынешнего трагического события под руководством Владимира Дмитриевича была проведена огромная работа по спасению, сохранению и популяризации псковских памятников. В Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, где сохранился уникальный ансамбль греческой росписи XII в., было отреставрировано около трети всего объема. Значительными по объему были работы в церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, расписанной в 1313 г. В церкви Успения в д. Мелетово, сохранившей комплекс стенной росписи 1465 г., были выполнены противоаварийные работы. Не меньший объем работ намечался Владимиром Дмитриевичем на ближайшие годы. К уже начатым и незавершенным работам предполагалось добавить реставрацию росписей Анастасиевской часовни, где стенная живопись была выполнена в 1913 г. по эскизам Н.К. Рериха, и фрагментов фресок из разрушенных храмов Довмонтова города (XIV-XV вв.). Но эти планы ему уже не суждено претворить в жизнь, она внесла свои печальные коррективы.
Владимир Дмитриевич был талантливым реставратором, как говорится - «от Бога». Он имел не только профессиональные навыки, но и обладал интуицией. Владимир Дмитриевич умел глубоко понять и прочувствовать замысел мастеров древности, увидеть особенности и характерные черты их манеры письма. Он бережно и с глубоким уважением относился к великому наследию прошлого, выступая активным защитником псковских памятников архитектуры и изобразительного искусства. Псков и его памятники он искренно любил и понимал.
Владимир Дмитриевич щедро делился с нами своими знаниями и наблюдениями. Он обладал богатым опытом, работая в Пскове, Новгороде, Ладоге, Полоцке, Москве, Владимире и за пределами нашей страны. Он писал легко и свободно. Из-под его пера вышло множество научных трудов и научно-популярных изданий. Многие из них были посвящены памятникам монументальной живописи Пскова. Это, прежде всего, проспект «Фрески древнего Пскова», монография «Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря», пока неизданная книга-альбом о стенной росписи Снетогорского монастыря.