К 90-летию со дня рождения Алексея Авдеевича Аникеенка
16 июня 2015 года в 16.00 в Центральном выставочном зале Псковского музея-заповедника состоится открытие выставки работ Алексея Авдеевича Аникеенка.
Зима в порту, 1959 г.
Алексей Аникеенок (1925-1984) прожил в Пскове немногим более десяти последних лет своей жизни. Он приехал в наш город в начале 1970-х годов сложившимся живописцем с непростой биографией.
На псковских выставках показывал большей частью холсты прошлых лет, поскольку был занят другим, весьма сложным и новым для себя делом - созданием витражей для интерьеров одного из городских отделений связи и абонентского зала Телеграфно-телефонной станции. Их ласковое солнечное сияние до сих пор в памяти многих псковичей. Ныне утраченные в «суете сует» ведомственной неразберихи и человеческого равнодушия витражи стоили художнику жизни: в 1984 , не дожив до 59 лет, он умер от лимфолейкоза.
Некоторым оправданием Пскову, не принесшему счастья художнику, и псковичам, не сумевшим сберечь созданные на радость всем «картины из стекла» может служить лишь огромная коллекция его станковых работ, собранная под крышей музея - более 140. Она начала складываться ещё при жизни автора, а недавно, как раз к 90-летию со дня его рождения приумножилась весьма значительно - благодаря передаче в Псков из Института ядерной физики в Гатчине ста хранившихся там после смерти художника живописных работ.
Терраса, 1962 г.
Физики сыграли в жизни Алексея Аникеенка весьма значительную роль. Родившийся в чудесном городе Пушкине под Ленинградом, он с детства испытал бедствия голода и безотцовщины. В 17 лет, уйдя добровольцем на фронт, познал страшное лицо войны. Был ранен, контужен, лишился пальца руки. Инвалидом перебрался к матери под Казань, куда семья была эвакуирована в самом начале войны. Экстерном поступил в Казанское художественное училище - одно из лучших в России. Одновременно, получив «старт» у знаменитого джазового музыканта, репатрианта из Шанхая Олега Лундстрема, зарабатывал на жизнь в качестве саксофониста в ресторане. Развитие его как художника было стремительным.
Улица Казани, 1962 г.
С лёгкостью пройдя этап создания работ, продолжающих линию русского реалистического пейзажа начала 20 века, используя новую стилистику, основанную на опыте европейской живописи, в том числе - Ван-Гога, он заговорил на языке современной живописи. Этот смелый эксперимент, счастливо совпавший с кратким мигом хрущёвской «оттепели», но вызвавший крайне негативную реакцию со стороны администраторов от культуры, стал возможным благодаря поддержке авторитетных людей - академиков живописи Г. Нисского и А. Дейнеки, а также московских учёных - математиков и физиков. Особенно ценным оказалось содействие знаменитого физика, академика Петра Леонидовича Капицы. В интервью одной из газет будущий Лауреат Нобелевской премии сказал следующее: «Во время проведения в Казани научной конференции казанские учёные обратили моё внимание на художника А. Аникеенка. Я побывал у него в мастерской и познакомился с его картинами. Он произвёл на меня впечатление художника, ищущего новые и самостоятельные пути в искусстве, созвучные нашему времени. Общественность нашего института предоставила художнику возможность выставить у нас свои картины. И хотя многим по-разному нравились его работы, все сходятся на том, что это художник несомненно талантливый и самобытный, и его таланту, в интересах развития нашего советского искусства, надо предоставить возможность здорового роста». Благодаря П.Л. Капице в 1965 году выставка А. Аникеенка состоялась в Институте физических проблем АН СССР, в редакции журнала «Смена», а затем - в институте им. Курчатова и Новосибирском Академгородке.
Свияжск, 1963 г.
Таким образом, передача в Псковский государственный музей - заповедник живописного наследия А.А. Аникеенка, хранившегося в Гатчинском Институте ядерной физики с 1991 года, явилась совершенно закономерным актом доброй воли, ещё раз подтвердившим, что «лириков» лучше всего понимают «физики».
Выставочный зал Псковского музея - заповедника, к сожалению, не может в настоящий момент вместить всё живописное наследие Алексея Аникеенка. Его холсты и картоны требуют длительной работы реставраторов, достойного оформления и ещё более просторного выставочного помещения. Думается, это дело будущего.
Деревенская улица, 1959 г.
Обстоятельства также не позволяют поместить на выставку работы художника из частных собраний Пскова и Москвы. Поэтому выход в свет альбома-каталога, изданного совместно с московской «Галев – Галерее» (на средства упомянутой галереи), являющегося актом уважения и восхищения творчеством незаурядного художника, представляется чрезвычайно уместным и своевременным.