Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Пополнение экспозиции «Живопись древнего Пскова XV - XVII вв.»

26.07.2015

В экспозицию введены две иконы - апостол Павел и апостол Симон (1-я треть XV в.) из апостольского чина из храма Успения с Пароменья, вернувшиеся после реставрации.

В залах Поганкиных палат Псковского музея-заповедника экспонируется уникальный деисусный чин первой трети XV века.

Деисус (греч. δέησις - прошение, моление; деисис) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисус).

Деисусный чин из церкви Успения с Парома представляет собой так называемый «апостольский» вариант, уникальный для искусства Руси той эпохи, и единственный сохранившийся до нашего времени чин, который включает, согласно греческой традиции, кроме икон Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, не святителей и мучеников, а двенадцать апостолов – всего не менее 17 образов. Все образы дополнены рельефными деревянными нимбами, что обнаруживает знакомство псковских художников с южнославянскими и восточными образцами.

Образы апостольского чина несут в себе типичные черты псковской школы XV столетия: крупные и контрастные пятна киновари, темной зелени и вишнево-коричневого доличного письма, покрытые обильным «дождем» ассиста - символического блеска Божественной славы на «сынах света»; темная карнация и типаж апостолов, наделенных «псковскими» физиогномическими чертами – их фигуры, при некоторой диспропорции, поставлены свободно и непринужденно, тонкие руки с гибкими пальцами, легко касаются Евангелия.

На иконах утрачены надписи, поэтому до полного раскрытия чина трудно атрибутировать изображенных апостолов.

В апостольском чине звучит не столько мотив деисусного моления («Второго пришествия» или «Страшного суда»), сколько тема поучающего Христа, восходящая к древнейшим изображениям передачи Завета (Закона) апостолам, а в данном аспекте – и исповедания веры и апостольского попечительства о Церкви. Основываясь на таком толковании композиции, можно предположить, что появилась она именно в Пскове в связи с необходимостью представить в образах ту полемику, которая была вызвана ересью стригольгников.

Чин, по-видимому, относится ко времени митрополита Фотия, грека по происхождению, немало способствовавшего проникновению на Русь высоких образцов византийской культуры. Период его пребывания на престоле (1410-1431) совпал с дальнейшим развитием ереси. Фотий уделял Пскову много внимания.

Тип апостольского чина не получил широкого распространения в отечественных иконостасах. К его изначальной идее, но уже на новом историческом этапе, обратился во 2-й пол. XVII веке реформатор Русской церкви патриарх Никон, который, отстаивая приоритет духовной власти над светской, указывал, что «священство царства преболе есть», а Христос – единственный «законодатель».

Посетители смогут увидеть обновленную экспозицию «Живопись древнего Пскова XV - XVII вв.» в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника (ул. Некрасова, д. 7).