Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Возвращение после реставрации

07.08.2015

12 августа 2015 г. в 14.00 в Псковском музее в реставрационной мастерской пройдет презентация икон, вернувшихся из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря после реставрации.

В июле этого года после продолжительной реставрации в Псковский музей-заповедник вернулись три иконы из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Адольф Николаевич Овчинников

Самая ранняя из отреставрированных икон по времени написания икона Успение Божией матери (XV в.) Реставрацией этой иконы занимался А.Н. Овчинников, один из ведущих художников-реставраторов, старейший сотрудник ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, копиист и исследователь памятников восточно-христианской живописи, заслуженный деятель искусств РФ, автор нескольких книг.

Успение Богородицы (XV в.)

Реставрация иконы Спас на престоле (XVI в.) началась в 1976 году. Работы по возрождению памятника проводила художник-реставратор М.В. Наумова. Это центральная икона деисусного ряда иконостаса. Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисусного чина всегда икона Христа, представленного, как правило, в образе грозного Судии, явившегося судить мир. Справа и слева от Иисуса Христа изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т.е. сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного чина - моление церкви за мир.

Спас на престоле (XVI в.)

Одно из самых удивительных открытий реставраторов связано с иконой Рождество Христово (XIX в.), поступившей в ВХНРЦ из Псковского музея. Композиция иконы являлась повторением созданного художником Михаилом Нестеровым фрагмента росписи Владимирского собора в Киеве. Живопись, выполненная на рубеже XIX-XX веков, не представляла собой интереса для искусствоведов, ввиду непрофессионального исполнения. Когда была снята запись, под ней оказалась композиция Усекновение главы Иоанна Предтечи с житием в 16 клеймах (XVII в.).

Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи с житием в 16 клеймах (XVII в.)после реставрации

Клейма в иконописи - сюжетно и композиционно - самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции. Икона поступила из Псковского музея в 1963 г. За это время над ней работали несколько реставраторов. Завершила реставрацию Т.А. Милова. Происходит икона из города Опочки Псковской области.

Главный хранитель Псковского музея М.В. Проценко.