"Тебя должны назвать великим художником, а не наоборот"
3 июня в Псковском музее-заповеднике состоялась творческая встреча с автором выставки «Частная коллекция» - Екатериной Рождественской. Ее персональная выставка открылась 16 мая в Центральном выставочном зале музея.
Представляем Вашему вниманию интервью с Екатериной Рождественской.
Екатерина рассказала о своей работе.
- Я вообще не профессиональный фотограф. Совершенно случайно занялась фотографией, от нечего делать. Кому нечего делать, у кого есть фотоаппарат, тот может начать фотографировать. Я фотографировала, как любая мама: детей, птичек, животных... А потом я увидела мою знакомую и поняла, что она похожа на девушку с портрета Серебрякова. Я решила сделать эту фотографию, долго к ней готовилась, ездила по антикварным магазинам и потом сфотографировала. И показала директору журнала «Караван историй». Он сказал, что этот проект - интересная мысль и сможет занять должное место в журнале. И вот я уже работаю 16 лет, начиная с 1998 г.
Я поняла, что намного интереснее наблюдать за знаменитыми людьми. Они совершенно разные. Есть абсолютно интересные персонажи. Очень интересно, очень любопытно. Но время идет. Если раньше какие-то знаковые персонажи, герои, как например, Людмила Гурченко, то сейчас время все изменило и сейчас людей, которые приезжают ко мне на съемки, я часто не знаю, кто из них звезда. Но это рейтинг, они занимают первые строчки.
Были встречи, о которых никогда не забудешь. Например, с Людмилой Гурченко. Она меня научила по-другому относиться к своей профессии. Она требовала профессионализма от других. Людмила Гурченко - единственный человек, который уходил в соседнюю комнату и репетировал фотографию (Пабло Пикассо «Любительница абсента», 1901 г.). Она репетировала взгляд. Села. Я увидела перед собой женщину, которая совершенно в другом мире. И надо ценить каждую минуту общения с такими людьми. Я попала в такой момент встречи, когда у нее был период безработицы. Она не могла не работать. Она эту фотосессию восприняла как маленькие сюжеты. Она хотела сыграть Елизавету Английскую I. Она не боялась выглядеть некрасивой, ей было интересно все.
О костюмах и одежде для съемок.
- Увидела в газете, что киностудия имени Горького (Киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького) распродает свои костюмы. Студия пришла в упадок. Когда я пошла посмотреть костюмы, я в ужасе застыла. То что я увидела, напомнило мне Освенцим. Я увидела огромные горы одежды. Запах старой одежды, старых судеб... Было очень тяжело брать эти вещи. Вещи были 20 века, кто-то в них ходил. Целые семьи, целые судьбы. Это меня потрясло. Чего там только не было: дворянские платья, костюмы эсэсовцев и др. Я провела там, наверное, неделю. Поняла: что могу, то спасу. Я почувствовала себя археологом. Так набралась большая коллекция, которой я пользуюсь при фотосъемке.
О проекте «Родня».
- Проект душевный и милый. Я часто наблюдаю, насколько наши известные люди редко видят свою семью. Такие восторги: «Как ты вырос, внучек!», «Какая ты большая!», «Какая ты красавица!» И грустно и весело наблюдать.
О первой знаменитости, которую Екатерина Рождественская сфотографировала.
- Я сняла первой Ирину Аллегрову. Она для меня была соседкой, у которой я брала соль.
Что касается людей, которых я снимала, это все было довольно непросто. В наследство от отца мне достались и его друзья: И. Кобзон, Л. Лещенко; певцы, поэты, композиторы. Когда я сфотографировала Иосифа Кобзона, мне стало совершенно спокойно обращаться к другим знаменитостям.
Об отце. Какие стихи Роберт Рождественский в детстве читал своим детям?
- Он мне читал все стихи. Он уходил работать днем и ночью. У него был кабинет. Когда он звал нас с мамой и с бабушкой, он нам читал. Мы были первыми слушателями. Мне некоторые слова были неясными. Он объяснял, поправлял. Когда уже было понятно, что он уходит, он выпустил книжку, которая называется «Последние стихи». И он все равно нам это читал, прощаясь в каждом стихотворении.
Я его стихов не читаю. Так как он, я не умею, а плохо я не хочу.
В каком образе фотохудожница себя представляет?
- Ни в каком. Я за камерой. Я вообще ненавижу фотографов. Я не умею позировать, я начинаю сразу кривляться.
О свободном времени.
- Я много чем занимаюсь в свободное время. Я люблю снимать натюрморты, город... Черно-белые фото очень интересны. Глазу непривычно видеть черно-белые оттенки, совершенно другое восприятие.
Я поучаствовала дизайнером. Была выставка в Москве. Я решила удивить друзей. Я напечатала фотографии на шелке и сшила из него платье.
Я хочу добавить еще что-то к своей основной профессии.
А еще я открыла ресторан. Это моя мечта. Я жду гостей, как будто они пришли ко мне домой.
О тех, кто взял в руки дорогую камеру и мнит себя суперфотографом.
- У каждого есть свой телефон и каждый человек фотографирует. С этим ничего не сделаешь. Это современность и это надо понимать. У меня спрашивают про фотошоп. Я им пользуюсь, пользуюсь и цифровым фотоаппаратом. Это шаг вперед. Я работаю в журнале и должна в каждый номер давать фотографии.
Я работала раньше с пленкой. Это очень тяжело: проявить, отвезти, привезти. Может что-то не получиться. Сейчас я все вижу на мониторе. Сейчас мы выбираем с человеком, которого я сфотографировала, тот кадр, который нам нужен. Сейчас намного все упростилось, изменилось.
Можно научить. Но если ты не умеешь строить композицию, то этому тебя никто не научит. Каждый может стать фотографом, но нужно учиться и посвятить этому много времени. Тебя должны назвать великим художником, а не наоборот.
О съемках в Пскове.
- Я люблю снимать развалины, окна. Я додумываю, что происходит за каждым окном.
У меня в Москве будет выставка «Окна». Я приехала в Псков за окнами.
Псковичи глазами художника.
-Основательные, но очень медленные (для москвичей все медленные). Открытые, у вас очень добрая душа.
Напоминаем, что выставка Екатерины Рождественской открыта в центральном выставочном зале (Некрасова, 7) с 11.00 до 18.00 со вторника по воскресенье.