Выставка фарфора открылась в Псковском музее
Сегодня, 2 ноября, в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника состоялось торжественное открытие новой выставки «Его величество фарфор». В выставочном пространстве экспонируется около 400 предметов из собрания фарфора Псковского музея-заповедника, значительная часть которых представлена широкой публике впервые.
В целом, собрание фарфора Псковского музея-заповедника насчитывает 1400 единиц. Они были собраны сотрудниками музея в этнографических и археологических экспедициях, закуплены на аукционах, переданы в дар псковичами и жителями области.
– В очередной раз собрание нашего музея поразило нас самих. То, что нам удалось представить на этой выставке антологию российского и западноевропейского фарфора, не было для нас удивлением, но то, что у нас получилось найти в своих фондах китайской фарфор XVII века и японские произведения этого искусства, оказалось невероятным даже для музейщиков. И мы очень рады, что, благодаря нашей выставке, псковичи смогут в этих хмурые ноябрьские дни еще раз себе напомнить, что самое дорогое в нашей жизни – это красота, уют и человеческое общение в приятной обстановке, – отметила заместитель генерального директора Псковского музея-заповедника по научной работе Эльвира Королева.
Одной из жемчужин коллекции являются сервизы и предметы декора, сделанные по эскизам художницы Анны Лепорской на Ленинградском фарфоровом заводе. Они были переданы Псковскому музею-заповеднику самой Анной Александровной Лепорской в период с 1972 по 1980 годы, являются авторскими экземплярами тиражей и имеют личную подпись автора.
В течение 1950-х – 1960-х годов художница создала популярнейшие и наиболее тиражируемые формы ЛФЗ, представленные в экспозиции: это утонченная и спокойная «Капля»; напряженная и динамичная «Молодежная»; минималистические «Вертикаль» и «Цилиндрический», основательная и в то же время задорная форма «Колхозная» («Тракторист»), почти классическая форма «Груша» и, конечно же, с чертами любимого супрематизма форма «Ленинград» как дань уважения к ее учителю.
Полный фоторепортаж – в альбоме ВКонтакте
Огромным коллекционным спросом и по сей день пользуется серия «Народности России», выпускавшаяся на заводе Ф.Я. Гарднера с 1870 года. Всего было выпущено около 50 фигурок. Семь скульптур находятся в собрании Псковского музея-заповедника и представлены на выставке. Серия создавалась по цветным литографиям знаменитой книги Теодора де Паули «Этнографическое описание народов России» 1862 года.
Вдохновляясь иллюстрациями из ежемесячных журналов «Волшебный фонарь», «Русский художественный листок», «Уличные типы» мастера фарфоровых заводов Ф.Я. Гарднера, А. Попова, братьев Корниловых, Миклашевского, Кузнецовых и многих других создали целую «страну», населенную обитателями городских и сельских улиц и ярмарок, торговок и ремесленников, военных и городских франтих, деревенских мужичков и резвящихся детишек. Чтобы придать «натуралистичность» образам мастера зачастую специально не покрывали скульптуру глазурью. Фигурки утрачивали декоративный эффект глазурованного фарфора и смотрелись проще, но приобретали особую выразительность и живость.
– Одним из интереснейших предметов коллекции является чашка для шоколада с блюдцем в стиле «Ампир». Она сделана на парижской частной мануфактуре «Даготи, Оноре» во Франции в конце ХVIII – начале XIX веков, о чем красноречиво свидетельствует клеймо на дне чашки. Великолепное насыщенно-зеленое крытьё дополняет пышный орнамент золотом. В белом медальоне изображение дворянского герба: гербовый щит, увенчанный короной, поддерживают стрелок и лев, – рассказала один из кураторов выставки, хранитель музейных предметов Алла Москалец.
Как отмечают музейщики, в ходе подготовки к выставке удалось установить, что этот герб вместе с графским титулом был пожалован императором Павлом I 5 апреля 1797 года Ивану Васильевичу Гудовичу – генерал-фельдмаршалу, герою трех русско-турецких войн, человеку незаурядному, верой и правдой служившему Отечеству при пяти императорах. На его счету взятие штурмом крепостей Бухарест, Гаджибей (будущая Одесса), Килия, блестящая победа под городом Гюмри над превосходящими силами противника. А между войнами Иван Васильевич командовал дивизией в Малороссии, являлся рязанским и тамбовским генерал-губернатором, занимался военным укреплением и хозяйственным развитием Кубани и Кавказа. И со всеми поставленными задачами он справлялся блестяще. Не даром в основании герба – девиз «ARMIS ET LABORE» (лат. «Оружием и Трудом»).
В эпоху ампира парадные сервизы часто украшались портретами императоров и членов их семей. Так, на миске с клеймами 1810–1814 годов, представленной на выставке, на зеленом гладком надглазурном фоне в овальных медальонах изображены миниатюрные портреты Наполеона I, императриц Жозефины и Марии-Луизы, и наследника престола. Эскизы трех из портретов принадлежат кисти выдающегося Французского живописца Жана-Батиста Изабе. Он был придворным портретистом Марии-Антуанетты и Наполеона и признан искусствоведами последним великим мастером портретной миниатюры. Данные миниатюры были выполнены художником специально для фарфоровых изделий Королевской Севрской мануфактуры, где в 1809 году ему предоставили собственную мастерскую.
Одной из жемчужин собрания Псковского-музея заповедника является ваза с крышкой, декорированная двумя великолепными морскими пейзажами и сценами охоты. Заготовка вазы или, так называемое «белье», произведена на Мейсенской мануфактуре. Декор в стиле рококо, выполненный в технике полихромной надглазурной росписи, сделан мастерами дрезденского художественного ателье «Хелена Вольфсон». Работы этого ателье славились высокохудожественной живописью, зачастую затмевающей роспись изделий самой Мейсенской мануфактуры. Сделанные вручную малыми тиражами, они являются редкими изделиями.
Ваза имеет марку в виде монограммы «AR» («Augustus Reх») саксонского курфюрста и польского короля Августа II (Сильного). Подобной маркой ателье клеймило свои изделия с 1875 года. Однако в 1879 году Мейсенская мануфактура подала в суд, обвинив владельцев ателье в незаконном использовании монограммы, поскольку так клеймили ранние изделия Мейсена. По решению суда ателье «Хелена Вольфсон» было обязано прекратить использование знака «AR» сначала на территории Германской империи (с 1881 года), а затем и Англии (с 1883 года).
Самый ранний предмет в собрании фарфора Псковского музея-заповедника – сахарница с крышкой, хваток которой выполнен в виде птички в листьях. На сахарнице подглазурным кобальтом изображен популярный сюжет с китайскими красавицами, среди цветущих деревьев на лоне природы. Сахарница относится ко времени правления императора Канси (1654–1722 годы) из маньчжурской династии Цин. Интересно, что слово «Канси» – это не имя императора, а девиз его правления – «Процветающее и лучезарное». Император Сюанье, таково его имя, известен как один из величайших китайских императоров в истории. 61-летнее правление Канси вошло в историю как «Эпоха процветания», которая характеризуется выдающимися политическими и военными победами, расширением границ, социальной стабильностью и экономическим процветанием, расцветом искусств.
Выставка будет работать в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника (ул. Некрасова, 5) до весны 2025 года.