Завершающий этап реставрации иконы «Успение» XVII века начался в Центре имени Грабаря
Икона из фондов Псковского музея-заповедника «Успение» поступила в музей из церкви Варлаама Хутынского в Пскове в мае 1962 года на основании материалов бригады Министерства культуры РСФСР.
Это традиционная композиция, называемая «Облачное Успение», где в центральной части изображена Богоматерь на смертном одре и Спаситель с Ее душой на руках, окруженные апостолами и святителями, оплакивающими ее кончину. В верхней части иконы в облаках ангелы несут апостолов. На полях изображены преподобные.
Благодаря усилиям генерального директора Псковского музея-заповеднике, к реставрации иконы в настоящее время приступил заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова», художник-реставратор высшей квалификационной категории, кандидат искусствоведения Александр Горматюк. Он работал над реставрацией особо значимых для российской культуры икон – «Богоматерь Боголюбская», «Антоний Сийский», «Василий III и Василий Великий», комплексной реставрацией храмов в Греции, Египте и других странах.
Александр Анатольевич, расскажите, пожалуйста, на ваш взгляд, насколько уникальна псковская икона «Успение»?
Та живопись, которая открывается, те фрагменты иконы, которые уже раскрыты предшествующими реставраторами, относятся к довольно ранней традиционной псковской живописи, и, конечно, они будут иметь огромный резонанс, потому что сама по себе икона довольна большая по размеру и очень значимая. Несколько реставраторов уже брались за нее, и это завершающий этап, он всегда ответственный и сложный. Довести его до конца – это промыслительные достижение. И к тому же она, так уж сложилось, побывала в тех трагических событиях в Центре Грабаря в пожаре 2010 года. И она пережила этот пожар, несмотря на ужасную ситуацию. Здесь добавлять ничего не надо.
Как вы оцениваете состояние иконы до начала реставрации? До того, как она попала в ваши руки?
Многие реставраторы уже работали над этой иконой, но состояние по-прежнему тяжелое. Это связано с ее бытованием. Если говорить профессиональным языком, то паволока, левкас и красочный слой находятся в аварийном состоянии, и это динамичный развивающийся процесс – есть риск появления утрат. И, конечно, первейшая задача – стабилизировать состояние иконы, зафиксировать сохранившуюся живопись, найти средства и методы для остановки деградации, вылечить болезнь. Это требует очень больших усилий.
По длительности сколько вы ей занимаетесь? К каким этапам уже приступили?
Я изучаю икону около месяца, прежде всего, ее состояние, проблемы, документы, вникаю в те исследования и мероприятия, уже проведенные с иконой. Можно сказать, что сейчас это первый этап, самое начало моего пути по реставрации «Успения». Следующим этапом станет подбор материалов, нужно хорошо изучить сам памятник. После этого начнется консервация – укрепление деструктированных участков живописи и основы.
Расскажите подробнее о реставрационных технологиях, которые планируется применить.
Без исключения, каждый памятник требует индивидуального подхода и фактически разработки уникальной методики. И, конечно, она будет подбираться к этой иконе в соответствии с теми проблемами, про которые я рассказал. Часть из них связана с трагическими событиями – икона побывала в пожаре 2010 года, когда пострадало здание Реставрационного центра Грабаря. Таким образом, надо будет искать средства для нейтрализации химического воздействия на памятник средств пожаротушения. Помимо этого, живопись иконы неоднократно записывалась и уже много раз укреплялась. Совокупность этих факторов требуют подбора специальной методики укрепления и технологии процесса раскрытия древней живописи. И на сегодняшний момент это основная задача.
Расскажите подробнее, что вы будете делать на следующем этапе реставрации?
После проведения укрепления следует раскрытие первоначальной живописи от поздних наслоений. Сначала всегда берется небольшой участок на поле иконы, на нем делаются пробы на раскрытие различными материалами. И по результатам проб, их эффективности создается методика. И затем уже на поверхности всей иконы начинается планомерное последовательное и послойное раскрытие. Говорить о точных сроках ее реставрации пока очень рано, но на это уйдет несколько лет.
Большое вам спасибо за рассказ.
Добавим, что именно Александр Анатольевич в течение 10 лет спасал икону «Богоматерь Боголюбская» XII века, которая предстанет перед зрителями 15 марта на новой выставке «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская. Новое обретение» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
В свою очередь и Псковский-музей готовит уникальную грандиозную экспозицию икон, которая будет размещена сразу в пяти залах Поганкиных палат. Уверены, вернувшись с реставрации, «Успение» займет достойное место в новой экспозиции и станет одним из главных экспонатов.