Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

ТОПОРЫ «БРАТЬЯ» ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ

19.07.2021

В фондах Псковского музея-заповедника хранятся два крупных топора сходной конструкции. Один топор был обнаружен в здании Солодёжни в 1945 г., другой был преподнесен в дар музею жителем деревни Спасовщина Васильевым Н.П. в 1990 г. Первый имеет высоту 40 см., и ширину 21 см., Второй топор – высоту 33 см., ширину 14 см. Размеры, а также особенности строения (в обоих случаях топоры имеют конусообразное треугольное плоское отверстие для древка и верхнюю часть лезвия гораздо острее нижней части) указывают на то, что перед нами так называемые потёсы.

Этот инструмент представляет собой эволюционировавший со временем вариант широколезвийного топора, бытовавшего в Скандинавии и Прибалтике в VII–XI вв. Первые плотницкие топоры, похожие на потесы, появились в XIV–XV вв. в Австрии и Германии. Затем такие инструменты получили распространение на территории Речи Посполитой, а оттуда пришли на территорию современной России. «Псковские образцы» датируются XVII–XVIII вв. Благодаря широкому распространению этот инструмент обладает собственным именем почти в каждом европейском языке. В Германии и Австрии он получил имя zimmererbeil/zimmermann axt beil, в Республике Беларусь такой топор чаще называют склюд/шклюд, в Закарпатье – планкач, в Венгрии – Faragó bárd, шведы его прозвали skrädyxa, датчане – bredbil. Из-за характерной особенности (лезвие топора смещено вдоль втулки влево, чтобы удобнее было тесать бревна) такой инструмент прозвали также «гусиным крылом».

Официальное русское название потёс тоже достаточно красноречиво говорит о функции предмета. «Тесать топором» — значит ровными ударами по направлению волокон снимать часть древесной массы. Потёс — топор с широким оттянутым полотном и скругленным или прямым лезвием. При помощи него отесывали бревна для придания им плоскости с одной или нескольких сторон. В отёске нуждалась поверхность расколотых досок и плах, которая получалась неровной. Требовалось тесать от вершины бревна к комлю, это помогало сэкономить силы и энергию плотнику. В традиционных сооружениях так же тесали стены, плахи пола и потолка, кровельный ложеный тес, декоративные элементы. Подобная обработка не только обеспечивала материалу защитную поверхность, но и оставляла после себя своеобразные узоры — следы от инструмента, благодаря которым мы сейчас читаем строительную историю того или иного памятника архитектуры.

Согласно изысканиям А.В. Попова, в XVIII в. плотники тесали полосами вдоль ствола дерева в несколько проходов. Во время протески плотник смотрел на обрабатываемую поверхность сбоку, со стороны топора. Если древесина была прямослойная, теска производилась попеременно в двух направлениях – туда и обратно. Когда дело имели с косослойным бревном, до середины плоскости тесали в одну сторону, а после – в противоположную. М.Г. Милославский приводит архивные документы, в которых указано, что в кладовых г. Севска в 1660 г. значились «3 потеса ломаные». По его классификации рубящие инструменты применялись только для двух видов работ: по сечке и теске. Под словом сечка подразумевалось разделение ствола дерева на отдельные части.

Выковывали потёсы, как правило из стали, которая выдерживала сильную и длительную нагрузку. Топорище чаще всего вытачивали из березы. Ее длину вычисляли в зависимости от роста конкретного мастера, которому предназначался инструмент. Длинная рукоять служила на подобии рычага при работе: она уравновешивала тяжелую часть, и мастер в меньшей степени чувствовал усталость. На конце топорища оставляли утолщение, чтобы оно не выскользнуло из руки во время замаха или удара.

Потёсы не были боевым оружием, однако при необходимости заменяли его. Тяжелое широкое лезвие легко пробивало как кольчугу, так и пластинчатый доспех. Вытянутой верхней частью лезвия иногда наносили колющие удары, как пикой. В отдельных случаях (ранние западноевропейские варианты) между лезвием и втулкой при изготовлении топора делали узкую щель, в которую можно было захватить меч противника, а затем выбить его. В случае использования потёса в бою, обычную рукоять иногда заменяли на длинную, чтобы получилось некое подобие тяжелой алебарды.

В Швеции потёсы с двусторонней заточкой (skrädyxa) применялись для казни с XVII в. до 1903 г., когда на смену топору пришла гильотина.

Стоит заметить, что к плотницким топорам на Руси всегда относились с особым почтением. Как и прочие железные инструменты, они считались оберегами от болезней и нечистой силы.

Автор статьи: старший научный сотрудник исторического отдела Матюхин О.А.