Живопись и графика
Картинная галерея
Псковская картинная галерея расположена в здании художественно-промышленной школы, построенной в 1913 году на средства псковского мецената Н. Ф. Фан-дер-Флита. Своеобразие экспозиции в широком показе культурных ценностей, созданных на псковской земле или связанных с нею рождением или бытованием художников. Здесь представлены работы как широко известных мастеров русского искусства, так и произведения малоизвестных и неизвестных художников.
Открывается картинная галерея в музее полотнами XVIII века. Главное место здесь занимает портрет. Начало экспозиции построено на сопоставлении традиций и черт нового в портретном жанре I пол. XVIII в.
Архаическая живопись кисти неизвестного художника "портрета Петра I" соседствует с натурной изученностью его облика в работе, приписываемой Ив. Никитину (ок.1680-не ранее 1742гг.) В числе лучших полотен "Портрет цесаревны", написанный сильным и оригинальным живописцем, отразившем в стиле его исполнения драматизм эпохи. О живописи художников иностранного происхождения, со времен Петра, работавших в России, дают представление работы П. Ротари, Ст. Торелли, К.Л. Христинека, Ж.-Л. Вуаля.
Из бывших дворянских имений, из их родовых галерей происходит целый ряд портретов. Из Новоржевского уезда поступила работа, пользующаяся заслуженной известностью под названием "Мальчик с игрушками". Созданный крепостным художником Философовых Василием Тимофеевым (Зерцаловым) в 1824-25 гг.
Облик Пскова пушкинского времени мы можем себе представить благодаря литографиям И.С. Иванова (1792-1845) из серии "Галерея видов города Пскова и его окрестностей".
Из недр русской провинции происходят характерные портреты торопецких красавиц.
I половина XIX века - время блестящего расцвета русского пейзажа и портрета. В собрании представлены произведения таких художников, как К. П.. Брюллов, В. А. Тропинин, С. Ф. Щедрин, Г. Г. Чернецов, К. С. Павлов.
Произведения И. Шишкина, А. Саврасова "Возвращение стада", "Вечер" А. Киселева, "Портрет П.А. Кочубея" Н. Ге, полотна И. Репина характеризуют русское искусство второй пол. XIX в.
Конец XIX - начало ХХ века - одна из ярких, но сложных и противоречивых страниц в русском искусстве. Небольшая коллекция, скомплектованная в основном в 1920-е годы из поступлений Петроградского музейного фонда, дает яркое представление о взлете русского искусства этого времени.
Живописную графику "Мира искусства" А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой, З. Серебряковой сменяют пленэрные композиции "Союза русских художников" - С. Жуковского, А. Васнецова, И. Грабаря, Л. Пастернака. Колористическую тонкость художников "Голубой розы" П.В. Кузнецова, Н. Крылова, А. Карева подчеркивает жизнеутверждающая сочность красок выставочного объединения "Бубновый валет".
В числе лучших работ этого периода пять полотен кисти Б. Григорьева. "Крик змия" Н. Рериха, "Купание ребенка" М. Шагала и "Две" К. Петрова-Водкина завершают экспозицию искусства дореволюционного периода.
Советский раздел хронологически охватывает основные этапы развития искусства за период с 1917 года - от агитационных плакатов первых лет советской власти до полотен современных художников. Дух творческого поиска искусства тех лет выразили разнообразные группировки, представленные в экспозиции: "Ассоциация художников революционной России", "Общество станковистов", "Четыре искусства", "Круг художников". С деятельностью последнего объединения связано творчество трех выпускников Псковской художественно-промышленной школы - В. В. Купцова (1899-1935), Г.И. Иванова (1894-19 ), Е.С. Заборовского (1895-1966)
Из частных собраний и мастерских художников поступили в музей произведения военных лет: рисунки П. Важновой; литографии и акварели В. Кудрова и А. Пахомова, созданные в осажденном Ленинграде.
Изобразительное искусство последних десятилетий во всем многообразии индивидуальностей, стилистических тенденций, причудливых смешений разных национальных школ представляют работы известных современных художников Д. Жилинского, А. Мыльникова, Н. Кормашова, Е. Моисеенко, П. Фомина, В. Пименова и др.