Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Псков: как все начиналось

21.07.2023

Сравнительно рано в конце V–VI вв. славяне занимают пространство будущей Псковской земли. Приходят они на земли, уже заселенные племенами прибалтийских финнов и, возможно, восточных балтов.

Топонимы свидетельствуют о древнем пребывании здесь балтских и финских этносов. Вероятно, что территория Псковских и Новгородских земель была до прихода славян пограничной между прибалтийско-финскими и балтийскими племенами. Результаты археологических исследований, накопленные за период от конца позапрошлого века до открытий последних лет, содержат материалы, которые определённо свидетельствуют о присутствии на территории Псковской земли IX–XVI вв. неславянских этнических комплексов. Ещё в конце XIX в. в «Записках Русского Археологического Общества» указывалось на наличие в окрестностях Пскова могильников «Люцинского типа», а в каталоге Псковского музея 1914 г., составленным Н.Ф. Окулич-Казариным, материал расположен по периодам и особо выделялись витрины с этноопределяющими вещами: «Латыши X в.», «Эсты и Русские XII–XIII веков», «Ливы». Этническое определение археологического материала было сделано А.А. Спицыным для Псковского музея, и он первым выделяет среди археологических вещей коллекции материалы именно балтского и финского происхождения.

Эти артефакты отражают этнически пёстрый состав обитателей низовий реки Великой и Пскова. В самом Пскове определяются места могильников неславянского населения.

Основная информация о начальной истории города получена из археологических данных. Точное время превращения Пскова в город неизвестно и маловероятно, что когда-либо будет обозначено абсолютной датой. Катализатором городского пути развития крепостцы у слияния Псковы и Великой стало участие жителей поселка в «большой восточной торговле», связавшей множество пунктов на речных, озерных и морских путях Русской равнины, Прибалтики и Скандинавии с караванными маршрутами Средней Азии, Афганистана, Сирии и Ирака. Уже в VIII–IX вв. с юга везли серебро, шелк, золотные нити и бусы. С севера – пушнину и рабов. Важную роль в построении и регулировании этой прибыльной деятельности играли выходцы из Скандинавии, имевшие технологии и опыт социальной организации для дальней торговли. Псковское городище было крупным поселением в низовьях Великой, существовавшем между двумя микрорегионами плотного освоения (в низовьях Великой и у Выбутских порогов) (Лабутина, 2003, с.24). В конце IХ в. или на рубеже IX–X вв. за пределами городища начало формироваться древнейшее посадское (неукрепленное) селение (Седов, 2003, с. 15). Несомненно, к концу Х века Псков представлял собой значительный центр на северо-западных рубежах Древнерусского государства. Поселение «имело за плечами» длительную историю развития. Это было крупное раннегородское образование с развитым ремеслом, торговыми связями, огороженным усадьбами вдоль мощеных улиц и растущим посадом в междуречье рек Псковы и Великой. В Х в. признаки городской структуры отчетливо проявляют себя в Кремле и к югу от него. На старом городище у слияния р. Псковы и р. Великой, по-видимому, формируется детинец (укрепленная цитадель) (Лабутина, 2003, с.25).В это время город активно разрастается в южном и юго-восточном направлениях, вдоль правого берега р. Великой и левого р. Псковы. Участки начального освоения пригородной территории связаны с берегами рек и основными сухопутными путями, проходившими вдоль них.


К юго-востоку от поселения на мысу (на месте будущего Кремля) в X – конце XI вв. существовал языческий некрополь. Раскопками 70-х – начала 90-х годов ХХ века экспедицией ИА СССР и Псковского музея-заповедника под руководством В.В. Седова и И.К. Лабутиной, на площади 10 583 кв. м (Милютина, 2003, с 103) были исследованы захоронения представителей, преимущественно славянского городского населения и языческое святилище (Лабутина, 1989, с.100-109).

Псковская земля в X в. была включена в систему международных торговых коммуникаций, в первую очередь, благодаря пути, соединявшему центр исторического микрорегиона с Балтийским морем по Псковско-Чудскому озеру, ближний берег которого расположен в 10 км к северо-востоку от города.