Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

С 28 сентября по 02 октября 2016 года в Псковском музее-заповеднике в рамках проекта «Выставка одного предмета» всео

25.09.2016

Ваза является единственным «Веджвудом» в собрании Псковского музея – заповедника.

Фирма Веджвуд была основана Джозайей Веджвудом в 1759 году. В 1765 году он создаёт на своей фабрике образцы сервизов, вызвавшие интерес у английской королевы, после чего за работой веджвудских фабрик закрепилась слава «королевских товаров». Уже в следующем, 1766 году Джозайя Веджвуд получает разрешение на строительство завода в графстве Стаффордшир, в местечке, получившем название Этрурия (ныне пригород города Сток-он-Трент).

Веджвуд отлично понимал, какое значение имеют сырье и материалы. Его собственные изобретения резко улучшили качество производимой им керамики. Данное обстоятельство в сочетании с присущим ему талантом коммерсанта сделало Веджвуда лидером рынка. В число глазурованных и керамических изделий, сформировавших фирменный стиль Веджвуда, вошли предметы из «яшмовой», «базальтовой» и «королевской» (кремовой) фаянсовой массы. Первым появился «королевский» фаянс - посуда кремового цвета, покрытая свинцовой глазурью. Впервые такой фаянс стали изготавливать в 1750-е годы в округе Поттерис, однако Веджвуд в партнерстве с керамистом Томасом Уилдоном усовершенствовал технологию его производства.

Покрытый блестящей голубоватой глазурью, этот фаянс универсально подходил для декорирования методом переводной печати.

К 1762 году производство Веджвудом керамики стало пользоваться королевским покровительством: его кремовый фаянс произвел впечатление на королеву Шарлотту, жену Георга III. Затем он получил и российское императорское покровительство: первым заказом императрицы Екатерины Великой Веджвуду в 1770 году стал так называемый Хаск-сервиз (англ. Husk - плевела) - украшенный цветочными мотивами очаровательный набор столовых приборов на 24 персоны.

Керамику из «яшмовой» фаянсовой массы, которую еще называют «Джаспер» по ассоциации с прочным натуральным камнем, Джозайя Веджвуд ценил больше всех своих достижений. Джаспер стал подходящей основой для нанесения портретов или классических белых рельефов из этого же материала. Из него делали камеи, вазы, подсвечники, статуэтки, чайные сервизы, даже рамки и цветочные горшки. Наиболее характерным для него является неповторимый бледно-голубой оттенок, известный как «голубой Веджвуд».

Технология изготовления позволяла послойно наносить окрашенную керамическую массу (в том числе белого цвета) для формирования низкопрофильных рельефов со сценами из классических мифов или других изображений. Основа же керамических изделий чаще всего имела оттенки зеленого, голубого, сиреневого, желтого и даже черного цветов. Для изображения классических сцен нередко использовали рисунки художника Джона Флаксмана, а затем формовали барельефы и наносили их на керамические изделия. Источником вдохновения в основном служили древности, собранные сэром Уильямом Гамильтоном, служившим английским консулом в Неаполе и ставшим ведущей фигурой неоклассического возрождения, в конце XVIII столетия доминировавшего в английской культуре высших слоев общества.

В 1987 году фирма «Веджвуд» объединилась с ирландским производителем хрустальных изделий Уотерфорд Кристал (Waterford Crystal), образовав компанию Waterford Wedgwood.

Эта компания в 2009 г. в связи с несостоятельностью была передана под внешнее управление и в 2015 г. её активы были приобретены финской компанией Fiskars.