Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Новая выставка одного предмета

22.07.2016

С 27 по 31 июля в фойе первого этажа Главного здания Псковского музея-заповедника (ул. Некрасова, 7) в рамках проекта «Выставка одного предмета» будет представлена ваза, произведенная в керамической мастерской Художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита.

ВАЗА (2 пол.10-х гг. ХХ в.)

Керамическая мастерская Художественно-промышленной школы

им. Н.Ф. Фан-дер-Флита

Художественно-промышленная школа, названная именем Н.Ф. Фан-дер-Флита, была открыта в 1913 г. в центре Пскова, рядом с Поганкиными палатами в здании, построенном по проекту Н.Н. Клименко. Идея создания этого учебного заведения, а также значительная часть средств на её осуществление принадлежали Николаю Фёдоровичу Фан-дер-Флиту (1840-1896), директору Русского общества мореходства и торговли, выдающемуся деятелю Псковского земства. Согласно воле завещателя, в школе были открыты отделения мозаики, керамики и художественной обработки стекла с прекрасно оснащёнными мастерскими. Здесь, под наблюдением опытных преподавателей, учащиеся имели возможность получить общее художественное и профессиональное образование. Керамической мастерской в 1914-1919 гг. руководила А.Я. Брускетти-Митрохина (1872-1942), выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества, имевшая к тому времени практику работы на Императорском фарфоровом заводе. По мнению её ученицы, А.А. Лепорской (впоследствии известного мастера фарфора), «Брускетти обладала выдающимися педагогическими способностями, давала связь искусства, истории и жизни... стремилась научить пониманию природных выразительных средств, заключенных в самом материале, подвести к самостоятельным открытиям – таким, например, как удовольствие «тянуть» форму кувшина на ножном гончарном круге».

Школа существовала всего десять лет. В экстремальных условиях революции и Гражданской войны работа мастерских приобретала утилитарный уклон. Изделия учеников, в том числе керамической мастерской, выпускавшей «продукцию» небольшим тиражом, пользовались спросом у населения и продавались. Известно, что это была керамика бытового назначения - миски, бокалы, чернильницы, вазы, покрытые коричневой и тёмно-зелёной поливой. Долгое время считалось, что ни один предмет до нашего времени не сохранился.

Однако, в 1988 году в ленинградской квартире наследников бывшего преподавателя школы А.И. Тарана, руководившего мозаичной мастерской в 1914-19 гг., была обнаружена ваза красной глины, покрытая тёмно-зелёной поливой, привлекшая внимание своей простодушной выразительностью. Сделанная на гончарном круге, она дополнена ручной формовкой – двумя лепными ручками. Расширяющееся кверху тулово завершается волнистой линией, напоминающей лепестки мака. В пользу предположения, что эта ваза - весьма редкое и, возможно, единственное изделие керамической мастерской Псковской художественно-промышленной школы, свидетельствует следующее. Во-первых, совпадение с имеющимися описаниями керамики мастерской. Во-вторых, отмеченная особенность – простодушная выразительность, наводящая на мысль, что автор вазы – ученик, а не зрелый мастер. В-третьих – сам факт хранения её в доме одного из преподавателей школы, где ранее, по утверждению владельцев, имелась точно такая же, позднее разбившаяся, ваза. Основательность этого предположения подтвердил и один из учеников школы, А.Ф. Эглит, которого удалось отыскать в Риге. Последний даже назвал имя предполагаемого автора вазы – своего однокурсника Якоба Дранде.

Старший научный сотрудник художественного отдела Салтан Н.И.