Кошки в изобразительном искусстве. Образ и символ
С 9 по 14 августа в фойе первого этажа главного здания Псковского музея-заповедника (Некрасова, д.7) в рамках проекта «Выставка одного предмета» будет представлена картина А. Риццони «Кошки», созданная в 1892 году.
С 2002 года 8 августа считается Международным днем кошек. Этот день посвящен самым распространенным домашним животным во всем мире. Почти половина из живущих на земле людей держат это животное у себя дома. Не менее популярны их изображения в искусстве. В Древнем Египте их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины. В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам, и долго считалась животным экзотическим, «роскошным».
В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. В иконографии христианского искусства кошки стали символизировать как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Негативное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа. Изображение кошки означало также вожделение, и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Вместе с тем у Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков. И уже в XVI веке кошка «занимает» значительное место в композициях многих художников. Ганс фон Кульнбах (1476-1522), Жан Корнелис Вермейен (1500-1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556-1629), Жан Батист Перроно (1715-1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779), Антуан Ватто (1684-1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) писали кошек. Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие. Эту традицию подхватывают художники в XIX и XX веках. Поль Гоген, Ренуар, изображая это животное, подчеркивают нежность и томность его характера. На картине Марка Шагала (1887-1985) «Париж из окна» (1913) рыжий кот написан с человеческим профилем.
А.А. Риццони. Кошки. 1892 г.
В псковском музейном собрании немного памятников с изображениями кошек, поэтому работа А. Риццони «Кошки», созданная в 1892 года, особенно интересна. Картина была передана в музей С.Э. Вавуль, внучкой Б.А. Целинского, владельца имения Грузинское (несколько километров от Пскова).
Александр Антонович Риццони (Alessandro Rizzoni), 1836-1902
Работал в России (родился в Риге) , известен как жанровый, портретный живописец, Академик, профессор Императорской Академии художеств. После статьи, появившейся в журнале «Мир искусства» под псевдонимом Силэн (А. П. Нурок), в которой живописец был назван самым худшим из всех современных художников, А. А. Риццони покончил с собой. Однако Александра Риццони, имевшего итальянское происхождение и прожившего большую часть жизни в Италии, Павел Третьяков считал интересным русским художником и ярким представителем русской академической школы живописи. «Ваши картинки прелестны, дай Вам Бог продолжать такие шаги вперед, какой Вы прошедший год сделали. Вот тогда мы поговорили бы с неверующими» - писал П.М.Третьяков художнику. Риццони сотрудничал с Третьяковым, помогая в формировании его коллекции живописи.