Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

140-летию Псковского музея посвящается

10.08.2016

8 августа 1945 г. было принято решение о восстановлении Псковского музея.

Поганкины палаты, 1944 г.

После освобождения Пскова от фашистов 23 июля 1944 г. многое в музейном деле приходилось начинать фактически заново.

8 августа 1945 г. Псковский облисполком принял решение «О восстановлении Псковского областного краеведческого музея». В эти годы начинается возвращение вывезенных оккупантами ценностей.

Это было первое в области после войны решение, направленное на возрождение конкретного учреждения культуры. В 1945 году в музей поступило более тысячи предметов, многие из которых стали затем экспонатами первой послевоенной экспозиции, открытой в 1948 г.

Комиссию по восстановлению музея возглавил коренной пскович Иван Николаевич Ларионов. В октябре 1945 г. вернулись из эвакуации музейные ценности. По акту №1 принята ценнейшая реликвия древнего Пскова – меч Довмонта. Возвращенные фонды размещались в Солодежне – памятнике архитектуры XVII в. В частично сохранившихся после взрыва в Поганкиных палатах временно разместилась научная библиотека.

Здание художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита, 1944 г.

Вернуть похищенные ценности оказалось не так легко. Псковский музей накануне Великой Отечественной войны был объединен из 7 самостоятельных музеев в один, и единой системы учета создано не было. Судьба значительной части довоенных инвентарных книг музея остается неясной. Они не были эвакуированы, и в немецких источниках они не упоминаются. Отсутствие документации, неверное прочтение немецких шифров осложняют процесс идентификации и возврата культурных ценностей в Псков. Например, шифр «РМ» можно прочитать как «Puskhin-Museum», но правильное прочтение «Pogankin-Museum».

Если бы не работа опытного археолога, сотрудника Новгородского, а затем и Псковского, музеев Пономарева Василия Сергеевича, то коллекция псковской иконы могла выглядеть совсем по-другому. Во время войны он являлся сотрудником Оперативного штаба Розенберга. При отправке новгородских и псковских икон в Германию, он составил их подробный список с новыми маркировками (так называемую «Псковскую опись икон»).

Выявление ошибок, обмен информации между музеями и возвращение перемещенных ценностей в родные музеи – важная задача и касается она не только нашего музея.

С более подробной информацией можно познакомиться здесь.