С 04 по 09 октября 2016 года в фойе Псковского музея-заповедника экспонируется новый предмет - гребень Х века с изображением лад
Экспонат из археологической коллекции представлен в рамках проекта «Выставка одного предмета».
По Западной Европе шел грозный десятый век – самая середина эпохи викингов, того времени, когда скандинавы на своих быстроходных ладьях наводили ужас на все побережье Балтийского и Северного морей. На Руси, в Киеве, сидели князья из скандинавской по происхождению династии рюриковичей – Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.
Своеобразным символом этого времени является роговой гребень с изображением ладьи. Найден он во время раскопок Н.Н. Чернягина в Пскове (Псковском Кром) и датируется Х веком. Сам же автор раскопок Н.Н. Чернягин погиб на фронтах Великой Отечественной войны. В среде специалистов этот гребень так и называют – «гребень Чернягина».
Гребень роговой односторонний, цельный с высокой резной фигурной спинкой и с отверстием для подвески. Сделан из рога лося. Большая часть зубцов гребня обломана. На верху спинки по обеим сторонам резных голов птиц видны по три зубца гребня и бородки, - это петухи. К ним ниже в технике глубокой резьбы «пририсованы» по четыре лапы, так что получились некие фантастические животные – петухи стали четырёхногими.
В центре гребня - схематическое изображение ладьи в технике глубокой резьбы. Штевни ладьи с двух сторон высокие, загнуты внутрь. Мачта с обычным для ладей викингов четырёхугольным парусом. Слева сзади рулевое весло там, где ему и положено быть. Изображённый корабль северного типа - это боевой скандинавский корабль – драккар, «дракон» (самое быстроходное судно своего времени). На таких ладьях в земли славян приплыли Рюрик, его братья и их дружины. Точно такие же ладьи, отличавшиеся в деталях, были и у балтийских славян. Но предназначались такие ладьи с низким бортом только для каботажных плаваний вдоль берегов. В океан на пути в Исландию, Гренландию и в Винланд (Американский континент) скандинавы ходили на других судах – они назывались кнорре. На таких торговых кораблях борта были выше, и частично была палуба.
Слева от корабля изображение дерева, ветви которого поднимаются вверх. Подобные изображения ладей и деревьев хорошо известны на территории Скандинавии. А вот гребни такой схемы – с высокой спинкой – известны в это время в землях поморских славян.
По-видимому, гребень первоначально не имел врезанных изображений ладьи и дерева, а был украшен только рельефными головками петухов наверху. В таком виде гребень вполне мог висеть на поясе какого-то западного славянина-язычника где-то на южном побережье Балтики. Затем гребень попал в руки трудолюбивого скандинава, тоже язычника. Произошло это, скорее всего, где-то в середине – второй половине Х века, когда начал функционировать дополнительный отрезок «пути из варяг в греки» по р. Нарове, Чудскому и Псковскому озёрам, далее вверх по течению реки Великой и по волокам - на Западную Двину и Днепр. Дата эта установлена по датировкам монетных кладов вдоль этого водного пути.
Так вот, новый владелец гребня изобразил в центре со смещением вправо прежде всего то, что было ему особенно дорого, и что составляло предмет его гордости – боевой корабль во всех его подробностях, поскольку «корабль – жилище скандинава».
Возможно даже, что вырезал он это изображение с натуры: сидел на краю псковского городища, а внизу, у берега, стояло несколько кораблей этой схемы. В самом Пскове в слое города и в погребениях по соответствующим обрядам, довольно обычны находки скандинавских вещей – гордые варяги и их потомки здесь бывали и жили. Глубокими линиями врезав корабль, автор на этом не успокоился и, обладая своеобразным чувством юмора, с помощью точно таких же углубленных линий «пририсовал» петухам по четыре ноги каждому. Аналогии таким зверям известны в фантастико-юмористическом рассказе Вадима Шефнера «Курфюрст Курляндии», по страницам которого бегают четырёхлапые куры. Но приоритет тут, конечно, за резчиком псковского гребня – он воплотил эту идею на тысячу лет раньше. Это тем более удивительно, что петухи в Х веке были жертвенными животными при языческих обрядах – при погребениях и гаданиях. Но именно в это время и именно в Скандинавии уже были своеобразные «атеисты», которые верили только в свою силу и в свою удачу, а языческих богов ни во что не ставили. Наш «художник» вполне мог быть из их числа. На античного грифона эти четырёхлапые звери с гребня не похожи – у крылатого и четырёхлапого грифона голова хищной птицы с загнутым клювом; у нас же головы петухов, хотя принцип комплектации образа тот же самый. Да и лапы с закруглёнными подушечками – это лапы хищников. Вполне может быть, что наш художник был служилым варягом в Византии и изображения крылатых грифонов там мог видеть. А то, что лапы к петухам были пририсованы после изображения корабля, явствует из того, что задняя лапа правого зверя касается верхнего угла паруса ладьи, чего при обратной очередности нанесения изображений можно было бы легко избежать.
Затем гребень, по-видимому, переходит в третьи руки, и новый владелец совсем тоненькими линиями слева от ладьи наносит изображение дерева. А предварительно он отделяет площадь спинки гребня от зубцов мелкой неровной горизонтальной чертой, из которой дерево и «растёт» вверх. Композиция, конечно, уравновешивается, но техника нанесения линий – горизонтальной черты и дерева - совершенно другая. Судя по поднятым вверх ветвям, это лиственное дерево. Вероятно, это ясень Иггдрасиль – мировое древо древних скандинавов. Новый владелец гребня, судя по «древу», был богобоязненным скандинавским язычником. Тут, на Псковском городище, он этот гребень потерял или сломал и выбросил. И было отчего: зубцы обломались, и вещь пришла в негодность.
А.А. Александров,
ст. научный сотрудник отдела
хранения археологических коллекций
Псковского музея-заповедника.