14 октября 2016 года состоялось открытие выставки Олега Кузнецова «Живопись - это философия цвета», приуроченная к 8
Выставка «Живопись - это философия цвета», составлена из живописных и графических произведений профессора факультета монументальной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица Олега Кузнецова.
В 2013 году псковичи уже имели возможность познакомиться с работами Олега Кузнецова на выставке «Учитель – Ученик - Cоратник», организованной его учеником, заслуженным художником России Николаем Москалёвым.
На этот раз своего учителя в Пскове представили заведующий сектором выставочных проектов Псковского музея-заповедника Николай Москалёв и художник из Санкт-Петербурга Иван Несветайло.
Они рассказали, что сами отбирали работы для этой выставки дома у классика российского монументального искусства, чтобы продемонстрировать псковским любителям живописи, как он умеет работать с линией и цветом.
Всего на выставке представлено 50 живописных и 21 графическое произведение Мастера. По мнению его учеников, на них можно не только любоваться, но и учиться, потому что некоторые из них и были созданы Олегом Кузнецовым для того, чтобы продемонстрировать студентам тогда ещё Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной основные навыки и приёмы живописи и рисунка. Поэтому если присмотреться, на этих работах можно заметить некие надписанные простым карандашом буквенно-цифровые коды. Это не что иное как зашифрованные рецепты красочных замесов.
По словам Ивана Несветайло, Олег Кузнецов часто создавал свои живописные работы без предварительного замысла, он просто начинал писать кистью, куда рука поведёт. И всё равно у него получались глубоко прочувствованные вещи, полные внутреннего напряжения как запечатлённые моменты движения души.
Николай Москалёв убеждён, что именно Олег Кузнецов окончательно сформировал его как художника, потому что он расширял мировоззрение своих учеников, но никогда не подстраивал их под себя.
«Он не делал из нас маленьких кузнецовых, - утверждает Иван Несветайло. – А старался раскрыть нашу индивидуальность».
Ещё один выпускник кафедры монументалистики бывшего Мухинского училища, а теперь академии имени А. Л. Штиглица, преподаватель кафедры дизайна ПсковГУ Николай Захаров подтвердил, что Олег Кузнецов всегда исключительно бережно относился к дарованиям своих учеников: «Я недавно разговаривал с одним известным псковским художником, он мне сказал, что старается приподнять своих учеников до своего уровня, а я с ним заспорил и привёл в пример Олега Кузнецова, который, наоборот, старался разглядеть в каждом из студентов что-то особенное и развивать».
«Мы как-то сказали Олегу Ивановичу: «Как вы нас учили...» Он возразил: «Минуточку, я вас не учил, я вас формировал!» - заметил Иван Несветайло и заодно рассказал, что его учитель был непримирим к серости, ко всему некрасивому в широком значении этого слова. Он не позволял своим ученикам создавать посредственные работы и говорил, что лучше сделать на двойку, чем на тройку и хотя бы рассмешить, если не умеешь тронуть.
Кроме того он, по уверению его учеников, является не просто художником, а настоящим артистом в самом широком понимании этого слова. Его студенты, например, всегда с интересом наблюдали, как неподражаемо красиво он держит кисть, а также до сих пор передают из уст в уста связанные с Кузнецовым анекдоты.
Например, когда он в 1974-1977 годах выполнял росписи «Мы пионеры – дети рабочих» и «Народные мотивы» в пионерском лагере «Прометей» Новолипецкого металлургического завода, один из руководящих работников возмутился, что дети под куполом очень уж похожи на ангелов, так как их панамки напоминают нимбы. На что Олег Кузнецов возразил так, что немедленно поставил партийного работника на место: «А разве советские дети не ангелы?»
В другой раз, когда Кузнецов расписывал стены, проверяющие нагрянули внезапно и, не распознав в «чернорабочем», который возился с тряпкой, художника, начали при нём отпускать критические замечания относительно созданных им образов. Олег Кузнецов немедленно подошёл к ним, представился и заявил: «Извините, но я давал подписку работать исключительно в стиле социалистического реализма, поэтому ничего изменить не могу». Чем, конечно же, заставил критиков умолкнуть.
Николай Москалёв рассказал, что Кузнецов учил студентов творить без напряжения, в радость, а если и мучиться над произведением, то так, чтобы этого никто не заметил, и на выходе работа производила впечатление необычайной лёгкости, творческого озарения.
За каждым его собственным озарением, разумеется, скрывается титанический труд, уверяют его ученики. Например, Николай Захаров на открытии выставки признался, что никогда не может понять по произведениям Олега Кузнецова, как это сделано. Ведь всех художников учат при работе с цветом выбрать всего три и на них сосредоточиться. «А у Кузнецова цветовая полифония, и всё равно это выглядит гармонично, неизвестно почему».
Не зря произведения Олега Кузнецова приобретали для своих личных коллекций Мстислав Ростропович и Владимир Спиваков. И не зря его монументальные работы до сих пор считаются украшением Санкт-Петербурга, хоть и иллюстрируют ленинградское прошлое этого города. В частности, созданный Олегом Кузнецовым монумент «Героическому комсомолу» можно увидеть на Комсомольской площади в Ленинграде.
Очередная псковская выставка произведений Олега Кузнецова продлится до 30 ноября. С работами автора можно познакомиться в малом выставочном зале Картинной галерии Псковского музея-заповедника (Некрасова,7).