С 8 по 13 ноября 2016 года в фойе Псковского музея-заповедника в рамках проекта «Выставка одного предмета» будет пре
История квадратных плат коротка, поэтому оригиналов их осталось очень мало. В Псковском музее-заповеднике из довоенной коллекции сохранилась медная Екатеринбургская рублёвая плата 1725 года выпуска.
Плата представляет собой медный квадрат размером 18х18 см, весом 1,6 кг (10 рублей из пуда). В центре – оттиск номинала «цена 1 рубль», название места и года выпуска «Екатеринбурхъ 1725», а по четырём углам - оттиски изображения герба России в виде двуглавого орла.
Являясь денежным платёжным средством, платы не являются монетами, т.к. не имеют обычных для монет аверса, реверса и гурта, а номинал и герб помещены на одной стороне.
Плата (в переводе с немецкого «platte» - плита, пластина) является платёжным средством. Выпускались они по приказу Сената от 1725 г. Вильгельм де Геннин (голландец по происхождению) приказал «делать из красной меди платы и клеймить в средине цену, а на каждом угле герб водяными машинами разных цен, а именно рублёвые, полтинные, полуполтинные, гривенные. Только весом те платы приводить в пуде по 10 рублей». Он же пригрозил смертной казнью за малейшее отступление от веса по 10-рублёвой стопе, считая, что платы станут лекарством от инфляции и бедности и погибелью. Смысл плат заключался в строгом равенстве номинала и реальной стоимости потраченного на их производство куска меди. Пока удерживается такое равенство – на плаву вся монетная система страны. Каждая плата обеспечена своим собственным весом, и не имело смысла её подделывать.
Несколько пробных рублёвых плат было выпущено в октябре 1725 г. на Ягошихинском заводе (Пермь) по немецким образцам, а полноценную чеканку плат: рубля, полтины, полуполтины, - наладил Вильгельм де Геннин по примеру Швеции на Платном дворе Екатеринбурга с января 1726 г. по январь 1727 г.
Интересен и сам процесс производства плат. Пудовые штыки чистой меди лили для расковки на платы длиннее, уже и тоньше обычных. Во время резки раскованных плат ножницы поливали деревянным маслом, а чеканы – чёрным воском. Затем готовые платы обжигали в малой печи дочерна и клали на целые сутки в квасную гущу, после этого обтирали насухо шерстяными платками.
Платы чеканились шести видов: рублёвые, полтинные, полуполтинные и гривенные, а также платная мелочь из обрезков от больших плат в «1» и «5» копеек (официально так и не поступила в оборот).
Указом от 31 декабря 1726 г. Екатерина I ввела запрет на выпуск плат. До Екатеринбурга он дошёл 27 января 1727 г., чеканка их прекратилась. Выкупленные в обмен на серебро платы большей частью шли на производство медной посуды или чеканку медных кружков для чеканки мелкой монеты.
К тому же, слишком большие массы металлических денег при растущем внутреннем рынке приходилось перемещать, как считали в Сенате, даже в простейших торговых операциях «купечеству был великий труд». И в царствование Екатерины II в 1769 г. было принято решение перейти к бумажным деньгам.