С 22 по 27 ноября 2016 года в фойе Псковского музея-заповедника в рамках проекта «Выставка одного предмета» вниманию
Жалованные грамоты - замечательный источник сведений о ратном служении наших земляков, участвовавших в боевых походах от времен Ливонской войны и до Северной войны включительно.
Жалованная кормленая («правая») грамота Царя Ивана Васильевича Грозного была дана в апреле 1581 (7089) г. Леонтию Андреевичу Окуневу в подтверждение его права на кормленье, как наместника города Белого в Смоленской земле. Ею предоставлялись судебные полномочия.
Псковский помещик, осадный и полковой голова Леонтий Андреевич Окунев (пер. пол. XVI в. – 4 января 1596 г.) был участником Ливонской войны (1558 – 1583 гг.). Для усиления обороноспособности пограничных русских городов вдоль западных рубежей было восстановлено наместническое управление во главе с опытными полководцами. Царь пожаловал Л.А. Окунева в наместники псковского пригорода Острова 9 июля 1574 г. сроком до 10 июня 1576 г. Затем, в 1577 г. он был переведен вместе с другими русскими дворянами в Прибалтику для обживания новозавоеванных земель в Ливонии, получив в поместье 220 четей в уезде г. Алыста (Алуксне). Но уже в октябре следующего 1578 г. Л.А. Окунев получил жалованную кормленую грамоту на г.Невель «с угодьями, двором, земскими кормами и всеми пошлинами под Иваном Карамышевым». Именно после Невеля в 1581 г. Леонтий Андреевич получил новую жалованную грамоту с кормлением как наместник города Белая, оставаясь там до апреля 1584 г. Город Белый ныне расположен в Тверской области на реке Обше (бассейн Западной Двины). Центр Бельского уезда. Известен с XIII в. как город Смоленского княжества. Название «Белый» указывает на то, что город стоял на обеленных землях, то есть освобожденных от каких-либо повинностей. В период феодальной раздробленности являлся центром удельного княжества, неоднократно захватывался литовцами и поляками. В 1503 г. отошел к Москве. В 1506 г. в Белом воздвигнута крепость для защиты от польско-литовских захватчиков.
На закате старости доблестный полководец Леонтий Окунев удалился в Успенский Псково-Печерский монастырь, где принял монашеский постриг с именем Лаврентий. Там 4 января 1596 г. он умер и был погребен в пещерной усыпальнице. Сохранилась его надгробная керамида с надписью: «104-г(о) году генваря в 4 д(е)н(ь) преставися раб Б(о)жiи Леонтеи Андреевич Окунев во иноцехъ Лаврентеи».
Его потомки: сын Прокопий Леонтьев (сер. XVI в – 1609 г.) и внук Андрей Прокопьев (к. XVI в. - пер пол. XVII в.) - были достойными воинами, а правнук – псковитин Афанасий Андреевич Окунев в 1683 (7191) г. 15 января дня был награжден жалованной грамотой от Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей «за его многую службу» «на розных боях» против салтана Турского и хана Крымского на малороссийской земле в 1672/73-1681 годах во время русско-турецкой войны. Государи «пожаловали, похваляя его службу, промыслы и храбрость, в роды и роды, с поместнаго его окладу, 520 четвертей, со 100 по 20 четвертей и того 104 четвертей из его поместiя в вотчину, во Псковском уезде».
Представленная грамота - одна из наиболее ранних подлинных грамот в собрании Древлехранилища Псковского музея-заповедника (ПИХМЗ. Древлехранилище. Ф. 486 Окуневы (Псковский уезд), О.Ф. 35757(1). РУК-1129), а ее список ныне находится в Российском государственном архиве древних актов. Всего же в Древлехранилище находится 25 жалованных грамот дворянам. Из них 15 подлинных и 10 в списках. Сохранившиеся документы – это лишь очень малая часть некогда выданных псковичам наградных бумаг. Среди подлинных грамот одна рукописная 1581 г. и 14 печатных, относящихся к периоду с 1668 по 1695 г.
Размеры грамоты 31 х 26 см. На бумаге водяной знак: перчатка, от среднего пальца которой отходит росток с пятиконечной звездой. Грамота была «писана на Москве» и скреплена малой государственной гербовой вислой печатью красного воска с изображением на одной стороне Георгия Победоносца, а на другой – Двуглавого Орла. Шнур кручёный из красного шелка.
На лицевой стороне возвещается:
«Се язъ Царь i Великiй Князь Iванъ Васильевичъ всея Русiи пожаловалъ есмя Леонтья Ондрѣевича Окунева городомъ Бѣлою в кормлен(ь)е потомуж какъ было за прежними намѣсники со всѣми пошлинами i вы всѣ люди того города чтите его и слушайте а онъ васъ вѣдаетъ и судитъ и ходитъ у васъ о всемъ потому какъ прежъ сего, а хто кого взведетъ моего Царя i Великаго Князя пристава а будутъ оба исца того города и приставъ мой тѣхъ обоихъ исцовъ ставитъ передъ Леонтьемъ или передъ его тиуномъ а не поставитъ приставъ мой тѣхъ обоихъ исцовъ передъ Леонтьемъ или передъ его тиуномъ и онъ ѣзду лишенъ, а которой тѣхъ обоихъ исцовъ передъ Леонтьемъ или передъ его тиуномъ не учнетъ искати или отвѣчати и язъ Царь i Великiй Князь велѣлъ того обинити и грамоту правую на того дати. Писана на М(о)сквѣ, лѣта ҂ЗПѲ [7089 (1581)], апрѣл(ь) въ ...».
На обороте рукоприкладство думного дьяка: «Ц(а)рь i Великiй Княз Iван Василевич всеа Русiи». Ниже запись о продлении действия грамоты от 1582 г. ноября 25 «на другой год сряду» с 1 апреля 1583 г. до 1 апреля 1584 г.: «Лѣта 7091-го ноября в͛ 25 де(нь) Г(о)с(у)д(а)рь Ц(а)рь i Великiи Кн(я)з Iванъ Васильевич в͛сеа Русiи пожаловал Леонтья Ондрѣевича Окунева городомъ Бѣлоя въ коръмлене со всѣм намѣстничим доходом на другои год сряду апрѣля съ перваго числа девяносто перваго году да по апрѣл по первое ж число девяносто второго году а подписал Ц(а)ря i Великого Кн(я)зя дiакъ Ондрѣи Щелкалов».
Первоначальную работу по приведению в порядок и разбору архива древних документов музея выполнил Николай Фомич Окулич-Казарин (1849 - 1923 гг.). В 1906 г. он составил краткое описание псковских свитков, опубликованное в Трудах Псковского Археологического Общества (ПАО). Н.Ф. Окуличу-Казарину принадлежит также составление «Путеводителя по музею ПАО» (1908 г.) и «Каталога музея ПАО» (1914 г.), где были упомянуты все 15 жалованных грамот, находившихся тогда в экспозиции Поганкиных палат.
В 1906 г. женщины из рода псковских дворян Окуневых - Александра, Екатерина и Надежда Евгениевны - подарили замечательные подлинные грамоты своих предков Леонтия Окунева и Афанасия Окунева. Тогда же появилась статья Н.Ф. Окулича-Казарина о жалованной грамоте Царя Ивана Грозного, данной на кормление Леонтию Андреевичу Окуневу в 1581 г. с публикацией источника в сборнике Трудов ПАО за 1906 г.
При поступлении в музей грамота была оправлена в раму-футляр между стекол для лучшей сохранности. На лицевой стороне футляра по нижним углам надпись рукою Н.Ф. Окулича-Казарина: «Подарена музею въ 1906 г. псковскими дворянками, Екатериной и Надеждой Евгенiевнами Окуневыми».
Жалованные грамоты свидетельствовали о жертвенном служении лиц, которым они были дарованы. В них часто встречаются такие слова: «Чтобы наше Царское жалованiе, и их многая служба, за Веру, и за нас великаго Государя, и за свое Отечество, последним родом было на память: и на их бы службы смотря, дети его и внучата, и правнучата, кто по нем роду его будет, так же ныне и впредь, за Веру христiанскую, и за святыя Божiя Церкви, и за нас великаго Государя Царя ... и за братiю нашу ... и за свое Отечество стояли мужественно».