Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Три иконы, скульптура и портрет вернулись в Псковский музей-заповедник после реставрации

19.12.2016

Работы по восстановлению уникальных экспонатов проводились в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Псковский музей-заповедник сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Российская академия художеств) почти полвека. С начала 70-ых годов XX века в реставрационной мастерской института начали восстанавливать псковские памятники. Всего за это время студентами Академии художеств под руководством профессоров было отреставрировано более 450 произведений искусства. В этот раз, кроме отреставрированных работ, музею была подарена выполненная одним из студентов копия псковской иконы Святого мученика Христофора с песьей головой. Оригинал пока ещё находится в Санкт-Петербурге на реставрации.

В 2013 году в Фондохранилище (Дом Массона) Псковского музея-заповедника открылась выставка «Современные древности», на которой в том числе представлены псковские памятники древнерусской живописи, отреставрированные Российской академией художеств в XXI веке. Эта выставка постоянно пополняется. На этот раз в неё будут добавлены: икона конца XVI века «Благовещение» и икона начала XVII века «Ветхозаветные пророки». Иконы прошли комплексную реставрацию: их красочный слой не только укреплен, но и раскрыт от позднейших записей и слоёв потемневшей олифы.

По словам хранителя живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольги Анатольевной Васильевой, иконы происходят из довоенной музейной коллекции. Обе демонстрируют присущую псковской иконе скрупулёзность в изображении деталей, призванных в полной мере раскрыть сущность библейских сюжетов.

Ещё одна отреставрированная Российской академией художеств псковская икона («Зачатие Святой Анны») будет храниться в запасниках. Она не раскрыта от позднейших записей, реставраторы только укрепили её красочный слой. Дело в том, что её подлинный красочный слой в значительной степени утрачен, что и подтвердило рентгенографирование, поэтому специалисты пока сочли нецелесообразным её комплексную реставрацию.

Российской академией художеств также отреставрирован «Портрет мальчика», авторство которого еще предстоит выяснить.

Это произведение искусства 20-30 годов прошлого века дошло до нашего времени в очень плохой сохранности. Чтобы укрепить его красочный слой, реставраторам пришлось «подводить кромки» - то есть, подклеивать к старому холсту новый. Специалисты спасли этот портрет и вернули ему «экспозиционный вид», объясняет Ольга Анатольевна. Предстоит еще установить авторство этой работы с тем, чтобы она заняла достойное место в постоянной экспозиции. Отреставрированный портрет - это еще и память о замечательном реставраторе и педагоге Анатолие Борисовиче Алёшине, который когда-то лично отбирал экспонаты Псковского музея-заповедника для реставрации в Российской академии художеств и много лет руководил этой работой, продолженную сегодня его учениками.

Ещё один вернувшийся из Российской академии художеств отреставрированный экспонат – это скульптура из апостольского чина, когда-то находившийся в одном из псковских храмов, и изъятый оттуда после того, как Русская православная церковь сочла такие изображения святых неканоническими.

Как известно, ветхие и неканонические памятники стал собирать архиепископ Арсений Стадницкий в созданный им музей Церковного историко-археологического комитета. Видимо, тогда эта скульптура и поступила в Псковский музей, но из какой именно церкви – неизвестно.

В 2017 году Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина дал согласие принять на реставрацию более тридцати памятников живописи. Значит, новые открытия впереди.