Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Гармонист» и «Плясунья»

20.02.2017

20 - 26 февраля в фойе главного здания музея (ул. Некрасова, д.7) будут представлены работы Б.М. Кустодиева

Масленица — традиционный славянский праздник, сохранивший в своей обрядности многие элементы языческой мифологии.

Во время масленичных гуляний традиционно происходят катание на санях, зимние забавы, массовые игры, песнопения под гармошку и балалайку. Все ликуют, провожая зиму и встречая весну. Ритмы праздника, с его весельем и удалью замечательно передал П.И. Чайковский в своем фортепьянном цикле «Времена года. Февраль».

Борис Михайлович Кустодиев, обращаясь к этой теме, создал яркие, композиционно насыщенные живописные произведения. Многие коллеги художника считали, что эта тематика наиболее полно раскрывает особенности таланта художника. А. Бенуа писал: «...настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями... Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость...».

В Псковском музее-заповеднике хранятся две работы Б.М. Кустодиева «Гармонист» и «Плясунья», которые в жанре мелкой пластики также посвящены теме народных масленичных гуляний. Бравый музыкант и танцующая русская красавица были созданы художником в 1923 году и выпускались на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. Эти скульптурки так понравились покупателям, что их производство продолжалось в течение нескольких десятилетий, то есть до конца 60-ых годов XX века. При этом одновременно и «Гармонист» и «Плясунья» хранятся только в нескольких музеях, что делает нашу полную по составу композицию особенно интересной. К тому же, эти произведения выполнены художником в конце жизни, когда он возвращается к своему юношескому увлечению скульптурой.

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской академии художеств П. Власова. В 1896 году поступил т в Петербургскую академию художеств, где обучался в мастерской В.Е. Савинского, затем - И.Е. Репина. Б. Кустодиев принимал участие в работе над картиной И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». В 1903 году закончил учебный курс с «Золотой медалью» и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. В 1909 году по представлению И.Е. Репина был избран членом Академии художеств. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».

Послереволюционные годы Б.М. Кустодиев жил в Петрограде-Ленинграде. Активно участвовал в оформлении города к первой годовщине Революции, так же продолжал заниматься портретной живописью и театральными декорациями.

В 1927 году Б.М. Кустодиев умер и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник художнику были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.