«Контрасты» и «пристрастия» В.Н. Куликова
2 июня 2017 года в малом выставочном зале Псковского музея-заповедника открылась выставка к 80-летию художника Валерия Николаевича Куликова
На выставке представлены 70 работ из фондов Псковского музея-заповедника.
В.Н. Куликов родился в г. Опочка Псковской области в 1937 году. В 1979 году окончил Ленинградский институт им.И.Е. Репина, мастерская Е.Е. Моисеенко. Представленная выставка показывает нам сложившегося художника – графика со своим ярко выраженным пластическим языком. Всё творчество художника автобиографично. Осмысление пройденного пути, складывающегося неоднозначно, вносит в его работы трактовку от лирического восприятия мира до драматического.
Валерий Николаевич – смелый и уверенный в себе художник. Известно, что рисунок – «высшая точка и живописи и скульптуры и архитектуры» (Микеланджело), своеобразный «пробный камень», на котором художник может показать свою творческую состоятельность и профессиональное мастерство. С рисунка началось изобразительное искусство. На каком-то скорбном этапе своей тысячелетней истории рисунком оно завершилось. И, может быть, именно в рисунке нам предстоит увидеть желанное его воскресение.
Работы В.Н. Куликова, в основном, исполнены чёрным жировым карандашом, не предполагающим никакой коррекции, исправлений, вторжения в творческий процесс соскабливающих или стирающих приспособлений. А посему, избранная техника требует от художника твёрдости руки, заранее продуманной композиции. Многое зависит от основы: несомненно, рисунок выигрывает, если исполнен он на тонированной (желтоватой, охристой, серой) бумаге, активно (в отличие от опасного белого листа) помогающей художнику. Редкий в работах В.Н. Куликова (по крайней мере из тех, что представлены на выставке) цвет выполняет функцию декоративную, то есть «украшающую» аскетичную основу монохронного рисунка.
У каждого художника есть свои особые пристрастия, объекты поклонения, утвержденные временем авторитеты в мире искусства, избежать влияния которых (слишком велика их сила и соблазн) практически невозможно. У Валерия Николаевича - это Ренато Гуттузо (в большей мере) и реже – Пабло Пикассо. Стилистические посылы общепризнанных гигантов, как «сигнальные звоночки» или «оповещающие значки», постоянно дают о себе знать. В нашем замечании нет и тени упрёка художнику. «В искусстве абсолютных новинок не бывает» (Чеслав Милош).
В.Н. Куликов – человек, который никогда не забывает, что он художник: фиксация действительности – неотъемлемое, объективное, данное от рождения свойство каждого из смертных; передача увиденного средствами обретенного дара доступна избранным. Важно не то, как человек и художник воспринимает собственно время, в которое ему выпало существовать, а отношение художника и человека к самой категории – «время». Высокое назначение мастера - идти не в ногу со временем и не впереди него, а п р о т и в у х о д я щ е г о в ре м е н и. Только тогда и становится художник по-настоящему современным.
Владимир Михайлович Галицкий, г. Псков
Выставку можно посетить до 10 июля 2017 года в малом выставочном зале Псковского музея-заповедника (ул. Некрасова, д. 7)