Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Произведения И.К. Айвазовского в собрании Псковского музея-заповедника

25.07.2017

29 июля 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) - величайший русский живописец-романтик, непревзойденный автор марин и морских баталий, художник фантастической плодовитости, написавший за свою долгую жизнь около шести тысяч произведений.

Его работы хранятся во многих музеях и галереях мира и, появляясь на художественных аукционах, продаются по самым высоким ценам. Большая часть его наследия сконцентрирована в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, а также на родине Айвазовского, в Феодосии, где находится построенная им Картинная галерея.

"Закат солнца над Монако" (1887)

Псковский музей-заповедник также является счастливым обладателем произведений этого выдающегося человека – художника, коллекционера, мецената, живописца Главного морского штаба, почетного члена Императорской Академии художеств, а также Академий Амстердама, Рима, Парижа, Флоренции и Штудгардта.

В Псковский музей-заповедник в разное время поступили десять работ И.К. Айвазовского из нескольких источников: коллекции Псково-Печерского монастыря, собранной его настоятелем архимандритом Алипием (И.М. Вороновым) («Прибой у скалистого берега» (1889), «Перед штормом» (1893)); музея Художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита («Штиль» (1881), «Буря»); собрания Псковского археологического общества («Лунная ночь в Крыму» (1876), «Закат солнца над Монако» (1770-е гг); бывших дворянских имений псковской губернии («Наваринский бой» (1887), «Хождение по водам» (1863)), собрания Государственного Русского музея («Прибой» (1897)).

"Прибой у скалистого берега" (1889)

Работы, объединенные единой темой и единой страстью к морской стихии различны по замыслам. Этюды, несмотря на малые размеры, отличаются свободной живописностью и фактически являются самостоятельными миниатюрными картинами. Романтический характер, изящество и виртуозность исполнения выделяют единственную графическую работу псковского собрания - вписанную в овал карандашную композицию «Буря».

"Прибой" (1897)

Особое место в псковской коллекции Айвазовского принадлежит двум большим холстам, издавна занимающих почетное место в экспозиции Картинной галереи. Первый из них, «Прибой» (1897), из числа последних созданных им работ, в 1898 году с большим успехом экспонировался в Императорской Академии художеств. Позднее, в 1920-х, был передан Государственному Русскому Музею, обладающему огромным собранием произведений Айвазовского (около 50 картин), а затем – в Псков. Мотив неравной схватки человека и разбушевавшейся морской стихии раскрыт художником поистине мастерски, приближаясь по силе драматического накала к более ранней его работе - знаменитому «Девятому валу» (1850) из собрания Государственного Русского музея.

"Девятый вал" (1850)

История появления второй работы в экспозиции Псковской картинной галереи - «Лунная ночь в Крыму» (1862), имеет для Пскова особую значимость и связана с именем Николая Федоровича Фан-дер-Флита (1848-1896), выдающегося деятеля псковского земства, мецената, чиновника особых поручений при Министерстве финансов, председателя Российского Общества пароходства и торговли. С благодарностью за успешную службу сотрудники РОПиТ преподнесли ему полотно И.К. Айвазовского с видом Феодосии, созданное в период творческого расцвета и пришедшей к нему мировой известности. К раме была прикреплена металлическая пластинка с гравированной дарственной надписью, где было обозначено время работы Н.Ф. Фан-дер-Флита в Одессе: 13 апреля 1877 года - 25 сентября 1878 года.

"Лунная ночь в Крыму" (1862)

Огромное полотно, написанное в насыщенной золотисто-коричневой гамме, уводит глаз зрителя от едва различимой в ночи громады Генуэзской башни в глубь изображенного морского пространства. Ничто не нарушает чарующую тишину южной ночи и ленивое движение волн в живописной бухте св. Ильи. Тихий свет ночного светила на темном небе отражается на воде «лунной дорожкой». Выявляя вдали неясные очертания двух парусников и двух стаффажных фигур у подножья крепости, она создает обратное движение - из глубины пространства.

Полученный в Одессе драгоценный подарок, переданный Н.Ф. Фан-дер-Флитом по возвращении в Псков музею, и по сей день, вместе с другими работами И.К. Айвазовского, является украшением Картинной галереи.

Н.И. Салтан,

старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника