«Не всё топор, что рубит»
27 октября 2017 года состоялось открытие выставки «Не все топор, что рубит»
С приветственным словом к собравшимся обратился первый заместитель директора музея Сергей Константинович Сарченков. Сергей Константинович поздравил автора с очередным успешно реализованным выставочным проектом и поблагодарил за проделанную работу.
Автор выставки, научный сотрудник исторического отдела музея, Олег Александрович Матюхин, рассказал собравшимся об истории рубящего оружия, происхождении и функциональном назначении экспонатов, представленных на выставке.
Рубящее оружие сопровождало жизнь человека с незапамятных времён. Древнейшим инструментом является топор-рубило, возникший 800-400 тыс. лет назад. Однако, он ещё не имел деревянной рукояти. Рукоять появилась в позднем палеолите (35-15 тыс. лет назад). Долгое время топоры делались исключительно из камня и лишь в некоторых случаях из кости или глины. Но в IV веке до н. э. стали изготовлять орудия из меди и бронзы. В эпоху бронзового века появились первые мечи. Из железа мечи и топоры начали делать только чуть более 3000 тыс. лет назад. У восточных славян первые железные топоры относятся к VIII веку, но такие находки единичны. В Х веке на Руси рубящее оружие было уже распространено повсеместно. На XI-XII вв. пришёлся период дифференциации топоров на наших землях. Специалисты в этот период выделяют уже три группы: рабочие, универсальные, боевые. В позднем средневековье продолжилось развитие рубящего оружия. Появляются такие виды оружия как бердыш и сабля. Продолжают свою эволюцию и рабочие топоры. К концу XVIII в. в российской армии на вооружении уже находятся алебарды и палаши. В связи с продвижением империи на восток и юг в XIX в. были переняты некоторые виды восточного и кавказского оружия.
Стоит отметить, что топор, равно как и меч, всегда имел сакральное значение. Ещё в доисторическую эпоху его стали наделять сакральным смыслом. Можно констатировать существование культа топора в Египте, Греции, Ассирии и ряде других государств древности. Греки считали топор атрибутом Зевса. У хеттов топор – символ бога Тешубы, Повелителя Солнца и Небес. Индийский бог Агни часто изображался с топором. В Западной Африке он был символом огня и молнии. Он являлся символом вождя у скандинавов, кельтов, африканских племён, народов Океании. На Ближнем и Среднем Востоке символизировал кровавую жертву. В Германии бросали топор для определения строительных участков и границ территорий. Викинги и славяне носили специальные амулеты в виде топориков. На Руси топор по поверьям спасал от нечистой силы, его клали под голову как оберег. Мальчику восточные славяне перерезали пуповину на топоре. Топор фигурирует как атрибут ряда христианских святых: Иоанна Предтечи, св. Варнавы, св. Бонифация и др. С топором плясали, посвящали ему песни. Меч же всегда ассоциировался с достатком. На нём клялись, им посвящали в рыцари. Поэтому не случайно рубящее оружие часто становилось символом родов, городов и даже государств. Топор стал распространённой геральдической фигурой. Из рубящего оружия в геральдике доминирует меч, хотя топор старается ему в этом не уступать. Особенно в использовании этого символа отличается Восточная Европа. К примеру, в Польше 370 шляхетских родов имеют своим символом топор. На герб и флаг Анголы нанесено изображение мачете.
Даже в наш век высоких технологий рубящее оружие «живёт» своей жизнью. В малодоступных уголках мира люди используют каменные топоры. Швейцарская гвардия в Ватикане несёт службу с алебардами на перевес. Пскович на даче рубит дрова, мачете рубят тростник, а красивый меч способен украсить жилище. Можно сказать, что рубящее оружие и сегодня продолжает играть важную роль в нашей жизни. И не только практическую, но и эстетическую.
Выставку «Не всё топор, что рубит» можно посетить до 9 января 2018 года в фойе второго этажа главного здания музея (ул. Некрасова, д. 7). Вход свободный.