Два шедевра из Картинной галереи вернулись с московской выставки
Работы К.С. Петрова-Водкина («Две», 1917 г.) и Б.Д. Григорьева («Олонецкий дед», 1918 г.) вернулись с выставки «Некто 1917», которая проходила с 28 сентября 2017 г. по 14 января 2018 г. в Третьяковской галерее в Москве
Сотрудники Третьяковской галереи использовали в интригующем названии выставки фразу Велимира Хлебникова, завершающую его вычисления времени падения государств (в сборнике «Пощечина общественному вкусу», 1912 г.). Не замеченная современниками, вскоре она оказалась пророческой.
Выставка «Некто 1917», по замыслу устроителей, включала в себя два взаимосвязанных раздела. Один из них представлял реальность как таковую, отраженную в документах и фотографиях. Содержанием другого - художественного раздела - стало состояние искусства в предчувствии близких «тектонических сдвигов».
Единое пространство короткого, предшествующего революции, отрезка времени, вместило в себя широчайшую палитру индивидуальностей в состоянии предельного творческого напряжения.
В ряду имен прославленных художников разных направлений, чьи заслуги подтвердило время, есть особенно значимые, «ключевые». Среди них - К.С. Петров-Водкин и Б.Д. Григорьев. Две работы, прибывшие в Третьяковку из Пскова и включенные, по просьбе московских коллег, в состав упомянутой выставки, принадлежат к числу давних и самых драгоценных экспонатов нашего музея. Первая из них («Две» К.Петрова-Водкина) поступила из Музея Академии художеств в 1919 году, вторая («Олонецкий дед» Б. Григорьева) чуть позднее - с «Выставки картин русских художников», проходившей в Пскове и Порхове в 1920.
Не случайно при развеске экспозиции «Некто 1917» псковские работы оказались на самых важных, «узловых» местах. Тонкий знаток искусства XX века Н.Н. Пунин писал: «Петров-Водкин преобразил окружающую нас действительность и поднял ее на ту высоту художественного синтеза, где она переходит в новое качество, вступая в величественную жизнь художественного символа... Перед зрителем разворачивается преодоленный мир, поднятый до большой формы, до большого стиля».
К.С. Петров-Водкин. «Две». 1917. Холст, масло.
Таково монументальное полотно «Две» (1917 г.), являющееся модификацией созданного двумя годами раньше многофигурного полотна «Девушки на Волге» (ГТГ), которое сам художник считал «поворотной точкой» в своем творчестве.
Б.Д. Григорьев. «Олонецкий дед». 1918. Холст, масло.
«Олонецкий дед» (1918 г.) Б. Григорьева - составная часть центрального в его творчестве цикла «Расея», состоящего из 9 полотен и 60 рисунков. Старик в позе предстояния с «великой мужицкой хитрецой в глазах», обращенных с немым вопросом ко всем смотрящим - зримое воплощение сокровенных черт русского характера.
Равные по мощи таланта и вкладу в русскую культуру, два великих художника, Кузьма Петров-Водкин и Борис Григорьев, каждый по-своему гениально, раскрыли народную тему - главную в творчестве своих современников - художников кануна революции.
старший научный сотрудник Н. Салтан