Выставка «Рисунки монументалиста» завершает свою работу
Выставка Арнольда Гана «Рисунки монументалиста» будет работать до 25 февраля.
Волею обстоятельств псковичи получили возможность познакомиться с творчеством А.П. Гана (1928-2000). Живопись и графика этого неизвестного ранее в наших краях художника, привезенная из Ташкента его дочерью, Зоей Арнольдовной Ган - лишь малая частичка того, что было им создано.
Судьба потомственного художника А.ПГана, отцу которого, Павлу Гану, довелось учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых живописцев Васнецова, Коровина и Пастернака, сложилась причудливо. Уроженец Себежской земли, он прошел школу мастерства у замечательного художника А.Н. Волкова в Узбекистане (1943-48), позднее - в знаменитом Мухинском училище, где преподавали А. Дейнека и В. Фаворский. По основному направлению своего творчества он монументалист. Как самобытный художник раскрылся в Узбекистане, куда был занесен превратностями судьбы. Два эскиза многофигурных композиций монументальных росписей на тему труда, представленные на выставке, заражают яркой динамикой и выдают руку опытного профессионала.
Живописные работы, созданные в Узбекистане, вводят в таинственную атмосферу экзотического восточного быта. Сгущенная, «ковровая» поверхность картин, плотно заполненных фигурами канатоходцев, музыкантов, зрителей, а также - степенных, молчаливо-углубленных обитателей чайханы приоткрывает перед зрителями «загадку Востока». Стилистика этой живописи близка художникам круга его учителя, А.Н. Волкова, и одновременно содержит в себе «гены» русского авангарда начала XX века.
«Девочка вышивает»
Самый интересный раздел выставки составила графика. Она чрезвычайно разнообразна: здесь воплощенные в рисунке замыслы будущих монументальных росписей («Пластика фигур», «Формалистическая фигура»); великолепные наброски обнаженной натуры; быстрые, но пластически точные и запоминающиеся карандашные зарисовки («Мужчина в поезде Москва-Ташкент»); вдумчивые акварельные портреты детей, облик которых несет в себе черты времени их создания («Девочка вышивает», «Босоногое детство», «Суворовец»).
«Формалистическая фигура», 1970.
«Суворовец»
Особое место занимают портретные работы, в которых голова портретируемого дается крупным планом. Среди них - театрализованные «воображаемые» портреты легендарных актеров А. Вертинского и В. Холодной, в которых лаконизм графических средств выдает руку монументалиста. Не менее интересны лица разных людей, которые художник максимально приближает к зрителю, словно пытаясь постигнуть «тайну» лица: «Керамист», впитавший в себя жар южного солнца и силу огня; трогательные и одухотворенные образы молодого мужчины ,юноши, мальчика, Лены Алексеевой. Мужественное и благородное лицо одного из портретируемых («Мужской портрет») ассоциируется с образом самим автора, Арнольда Гана.
старший научный сотрудник Наталья Ивановна Салтан