Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

В этом году исполняется 25 лет со времени установки памятника Александру Невскому и его дружине на горе Соколихе

28.06.2018

В экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны» (ул. Некрасова, 7) открылся экспозиционный комплекс, посвященный истории создания памятника

Идея увековечивания памяти победы дружины Александра Невского в Ледовом побоище 1242 года берет свое начало в 1963 году, когда окончательно завершилась работа Комплексной экспедиции АН СССР под руководством военного историка, генерал-майора Г.Н. Караева по уточнению места исторического сражения, и было принято принципиальное решение об установке памятного знака, символизирующего точку в долголетнем споре ученых относительно места битвы.

В самом деле: в результате работы экспедиции АН СССР был установлен ход легендарного исторического сражения, согласующийся с известными историческими, в первую очередь с русскими летописными источниками и ливонскими хроникальными источниками; географическими, гидрологическими и геологическими особенностями найденной точки; топонимическими и археологическими данными; устранены неточности, исторические несогласованности; найдены летописные Узмень и Вороний Камень.

В 1966 г. руководители экспедиции АН СССР Г.Н. Караев и А.С. Потресов, многие писатели, художники, ученые, в том числе через печать, обращались в МК СССР и МК РСФСР с призывом увековечить память о битве на Чудском озере 1242 года. Большой общественный резонанс имело по этому поводу письмо писателя Сергея Голицына в «Литературную газету», опубликованное 20 января 1966 г.

12 – 14 мая 1967 г. в областной библиотеке Пскова состоялась научная конференция, посвященная 725-летию Ледового побоища, в ходе которой выступили ведущие участники экспедиции: военный историк, генерал-майор Г.Н. Караев, археолог И.К. Голунова, геолог В.С. Кузнецова, историк И.П. Шаскальский, помощник руководителя экспедиции, исследователь водных путей А.С. Потресов. Завершилась конференция выездом на место Ледового побоища и митингом в деревне Самолва, где в годы своей работы располагался штаб экспедиции.

В течение 1968 г. МК СССР провело закрытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника, в котором приняло участие несколько творческих групп скульпторов и архитекторов. Однако большинство проектов не представляли значительного художественного интереса в связи с тем, что авторами «обыгрывалась» достаточно тривиальная тема, в основе которой лежал канонический образ Святого Георгия, побеждающего змея, все с тем же неизменным конем.

Был одобрен Проект монумента И.И. Козловского и П.С. Бутенко.

Всесоюзный Художественно-экспертный совет по монументальной скульптуре рекомендовал его дальнейшую разработку. В 1969 г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки.

Иосиф Козловский активно взялся за дело: на его даче в Песках была специально воздвигнута мастерская, в которой разместился макет памятника в 1/6 натуральной величины. В мастерской имелись ворота, через которые по рельсовому пути памятник на специальной тележке выкатывался на вольный воздух, причем тележка имела еще и поворотный механизм, с помощью которого можно было рассматривать памятник под разными углами освещения.

Основная идея, которую И.И. Козловский заложил в проект памятника – слияние его формы и декора с мотивами традиционной псковской храмовой архитектурой. Именно поэтому в качестве материала памятника предполагалось использовать белый камень – известняк, традиционный при строительстве в Пскове, а шлемы воинов и возвышающиеся над их головами прапоры предполагалось делать из меди.

Образованная таким образом композиция – сомкнутое каре вокруг конной статуи князя в известной степени символизировала внешний объем храма. Впечатление усиливали верхние полукружия щитов воинов, особенно с левой стороны, напоминающие позакомарное покрытие абсид; шлемы воинов – главы храмов. Такие детали, как узкие прорези в центре щитов, оформление кольчуг воинов орнаментом, использующим мотивы древнерусских бегунков и поребриков, придавали образу былинность старопсковского стиля.

Недаром в мастерской скульптора, где он работал над монументом, на стенах были развешаны фотографии псковских церквей. Особенно внимательно Козловский приглядывался к архитектуре и деталям храма Иоанна Предтечи Ивановского монастыря в Пскове, рядом с которым, по преданию, хоронили воинов князя, павших в Ледовом побоище.

А в то же время культурное руководство страны и Пскова не стремилось претворять в жизнь собственных же решений.

Летом 1970 года была изготовлена фанерная модель-силуэт памятника и установлена на острове Сиговец. Псковское руководство вместе с авторами проекта на теплоходе «Ракета» посетило остров, а затем в салоне судна состоялся торжественный банкет по поводу удачного начала.

Казалось бы, дело сдвинулось, но не тут-то было: в последующие годы на острове работы так и не начались.

В 1976 году И.И. Козловским была, наконец, изготовлена модель монумента «в величину сооружения». Модель аккуратно разобрали, перевезли в Псков и сложили в специальном хранилище.

Тут в Пскове кому-то в голову пришло проверить расчеты. Оказалось, что остров не в состоянии выдержать веса сооружения – либо старые расчеты делали непрофессионально, либо новые. Принялись искать место для установки памятника где-нибудь между Гдовом и Псковом. На это потребовалось...около 20 лет.

А за это время в хранилище, где пылились уникальные фрагменты монумента, случился пожар, и они погибли.

Козловский готов был изготовить детали памятника заново, но для этого требовалась бригада формовщиков, а Министерство культуры СССР забыло списать средства, потерянные в результате пожара. В плановом хозяйстве этого оказалось достаточно, чтобы объявить о прекращении всех работ, связанных с памятником, и в 1983 году не рожденный монумент был похоронен.

Общественность, обеспокоенная таким поворотом событий, била тревогу, люди писали письма в разные инстанции, публиковали в печати статьи, рассказывающие о творящемся беспределе.

Однако в 1986 году запреты вдруг были сняты, и Министерство культуры обратилось к автору с предложение уменьшить монумент в полтора раза и выполнить из бронзы.

В марте 1987 года сварочные работы были возобновлены.

В начале 1990-х гг. архитектор П.С. Бутенко нашел место, достойное установки памятника. Им стала гора Соколиха близ Пскова. Смысловые мотивы были такие: именно здесь, по Гдовской дороге Александр Невский возвращался в Псков после Ледового побоища, да и вообще место красивое. Закончился, наконец, затянувшийся спор, куда развернуть морду коня. Решили, пусть смотрит на северо-запад, в сторону места битвы на Чудском озере.

Параллельно с этими поисками в 1990-е годы детали памятника делали на заводе «Монумент-скульптура» в Ленинграде, но их приостановили. Дальше возникла проблема с установкой памятника.

Игорь Михайлович Александров, начальник областного отдела капитального строительства понял, что тянуть дальше нельзя: или сейчас, или никогда, и собственным решением двинул имевшуюся в его распоряжении строительную технику на гору Соколиха.

Вот так появился монумент, любимый ныне и простыми псковичами, и руководством.

24 июня 1993 года памятник Александру Невскому и его воинам был открыт на горе Соколиха. Не было на открытии автора композиции, скульптора И.И. Козловского, руководителей экспедиции на Чудское озеро, Г.Н. Караева и А.С. Потресова, покинувших этом мир за несколько месяцев до завершения работ.

Памятник очень полюбился псковичам и гостям города и является активно посещаемым объектом.

Напомним, что экспозиционный комплекс, посвященный истории создания памятника открыт в экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны» с 11.00 до 18.00 во все дни, кроме понедельника (выходной) и последнего вторника месяца (санитарный день).