Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

8 октября 80 лет со дня рождения Саввы Ямщикова

08.10.2018

Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков (8 октября 1938, Москва - 19 июля 2009, Псков) - советский и российский реставратор, историк искусства, публицист, журналист, теле- и радиоведущий.

Родился в Москве. В 1956-1958 годах - грузчик-такелажник шестого разряда Завода внутришлифовальных станков, учился на вечернем искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ.
После окончания вуза и неудачной попытки устроиться в музеи Кремля получил предложение от Виктора Филатова начать трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре имени И.Э. Грабаря. В 1958-1983 годах - художник-реставратор отдела - иконописи Всероссийскоого реставрационного центра, с 1983 года - заведующий отделом и ведущий научный сотрудник ГосНИИ реставрации.
Большую часть своей жизни Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.

За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII-XIX веков из различных музеев России, вернуть имена забытых художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывали открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью русской культуры.
Кроме реставрационных выставок, Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда - от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, в частности, «Служенье муз не терпит суеты», снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.
Савва Ямщиков - автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве, устроитель выставок, один из тех людей, кто несколько десятилетий боролся за сохранение культурного наследия России.
В продолжение почти пяти десятилетий Савва Ямщиков курировал хранимый Псковском музее бесценный фонд иконописи, приложив плодотворные усилия к его научному описанию и реставрации. Он участвовал в первоначальном создании (ещё в глухие атеистические времена) постоянной экспозиции икон, существующей в Поганкиных палатах и сегодня. Благодаря Савве Ямщикову могучее и утончённое одновременно искусство безвестных средневековых мастеров псковской иконы было представлено на многих выставках в нашем Отечестве и за рубежом. Таким образом, по-новому, полнее и ярче, оно узнано всем культурным миром. Именно Савве Ямщикову принадлежит решающая роль в детективной истории спасения и благополучного возвращения в Псковский музей иконы Всемилостивого Спаса из Великих Пустынь («Спас Елеазаровский»), которая в начале 1970-х годов была из музея украдена. Этот выдающийся памятник искусства середины XIV века, абсолютно уникальный в Псковском собрании, является для музея центральным, незаменимым, узловым экспонатом – тем духовным зерном, которое всё собой скрепляет и из которого хронологически и по смыслу вырастает в целом иконописная экспозиция.

Спас Елеазаровский (XIV в.)

Многие годы С.В. Ямщиков был связан дружбой и духовным ученичеством с настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым). Известно, что архимандрит Алипий (1914-1975), кроме своего служения Церкви, являлся также духовным, культурным подвижником иного рода – выдающимся собирателем русской и западноевропейской живописи. Отечественная часть коллекции была им самим незадолго до смерти передана при посредничестве С.В. Ямщикова в Государственный Русский Музей. Но только благодаря мужеству и бескомпромиссной гражданской позиции Ямщикова было исполнено завещание о. Алипия касательно западноевропейской части его собрания. В итоге она тоже (к сожалению, не в полном составе) влилась в государственный музейный фонд.
Любой художник (поэт, писатель, музыкант) нуждается в культурной среде. Мы знаем это по Пскову XIV-XVI веков. Стоит уничтожить, нарушить экологию культуры, насильственно переселив её носителей на Псковскую Горку в Москве или, скажем, в Сибирь – и исчезнет, навсегда прервётся органичное развитие самобытной художественной школы.
Именно поэтому Савва Васильевич занимался не столько реставрацией конкретных материальных памятников культуры, сколько выстраиванием и подчас воссозданием заново живой культурной среды. А такая среда всегда ни что иное, как доброе взаимодействие людей, объединенным общим делом.
Сегодня «Мадонна с Младенцем» мастерской Андреа дель Сарто (1486-1530), являющаяся вторым по значимости после «Елеазаровского Спаса» сокровищем музея, а также произведения Теодора Ромбоутса (1597-1637), Теодора Буйерманса (1620-1678), Иоганна Михаэля Ротмайера (1657-1730) и некоторых других авторов, происходящие из коллекции архимандрита Алипия, составляют необходимую основу постоянной экспозиции западноевропейского искусства XVI-XIX веков, воссозданной в Псковском музее в 2010 году.

В свои последние годы жизни Ямщиков выступал со страниц газеты «Псковская губерния» десятки раз. Чаще - с негодованием: клеймя нерадивое светское и духовное начальство, обличая вандалов-застройщиков, во многих местах поправших в угоду собственному карману исторический архитектурный образ Пскова. Но всегда – за резкими словами, за болью неравнодушного сердца – в текстах Саввы Ямщикова живёт и светит всепоглощающая Любовь. Она обращена к Отечеству, Культуре, Красоте, к городу Пскову - к русскому народу, в великое будущее которого Автор верил до последнего дня.
Савва Ямщиков скончался 19 июля 2009 года в Пскове. Савва Ямщиков похоронен 22 июля 2009 года в Пушкинских Горах на городище Воронич у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф.