17 января в Мемориальном музее-квартире Ю.П. Спегальского день открытых дверей
17 января 2019 г. исполнится 50 лет со дня смерти Юрия Павловича Спегальского.
В этот день в 12.30 - традиционное возложение цветом на могиле архитектора-реставратора на кладбище у храма Жен Мироносиц.
В 15.00 - сборная экскурсия по Мемориальному музею-квартире Ю.П. Спегальского. Вход свободный.
Юрий Павлович Спегальский родился в Пскове в 1909 году в старинной части города.
Бабушка Ю.П. Спегальского - В.А. Печенко, владела палатами XVII века, в которых прошло почти все детство будущего исследователя гражданской архитектуры XVII века. Его отец, П.К. Спегальский, мастер декоративной лепки, еще в раннем детстве пробудил в сыне интерес к мастерству каменщиков древнего Пскова, к его героической истории.
Первая научная работа о самобытности древней псковской архитектуры была напечатана Ю.П. Спегальским еще в школьные годы в краеведческом альманахе «Познай свой край». Интерес к строительному делу привел его на учебу в Ленинград: сначала в Академию художеств, а затем в Институт инженеров коммунального строительства. После окончания вуза Юрий Павлович работает в Пскове – в 1936 году на реставрации Гремячей башни, в 1939-1940 годах – спасает от разрушения палаты XVII века – Дом Меншикова.
В 1944 году Спегальский возвращается из Ленинграда в Псков восстанавливать разрушенный город путем создания архитектурных заповедников с охранными зонами, что позволило сохранить памятники в новой застройке Пскова. В это время он работает начальником Инспекции по охране памятников. В 1946 году создает и возглавляет Псковские реставрационные мастерские. Верхолазным способом, без лесов, восстанавливает главы Троицкого и Спасо-Преображенского соборов. Его мастерская в 1946-1947 годах успешно работает на 9 объектах. Реставрация Ю.П. Спегальским церкви Николы со Усохи является примером научной реставрации памятников для всех архитекторов. В 1946 году Спегальский выпускает свою первую книгу «Псков. Историко-архитектурный очерк». В это время он создает более 10 проектов реставрации памятников Пскова.
Но, увы! Нет пророков в своем отечестве! Его буквально выживают из родного города на целых двадцать лет.
В 1948 году Спегальский возвращается в Ленинград, защищает диссертацию кандидата архитектуры по псковскому гражданскому зодчеству XVII века (1951), работает сначала в Академии архитектуры, а затем в Институте археологии АН СССР (1958-1968), не переставая заниматься архитектурой древнего Пскова. В 1963 году выпускает книги: «Псковские каменные здания XVII века», «Псков. Художественные памятники». Последняя книга, выдержав еще два издания, до сих пор пользуется непререкаемым авторитетом у специалистов, изучающих древний Псков.
В Ленинграде, постоянно думая о Пскове, он делает вещи для собственной квартиры, напоминающие ему о древнем Пскове. Он строит изразцовую печь по образцу псковских печей XVII века, расписывает столешницу, которая сценами из псковской средневековой жизни и текстами, выполненными древнерусской вязью, учит принимать гостей.
Росписью люстр, шкафа, настенных завес и панно Спегальский показывает, что надо делать, чтобы быть красивым человеком, как жить в ладу с людьми и природой, что больше всего привлекает в мужчине, и что в женщине, чем хороши народные праздники и т.д.
Наконец в сентябре 1968 года Ю.П. Спегальского приглашают в Псков главным архитектором реставрационных мастерских, и он возвращается в Псков, на сей раз навсегда. Приехав в Псков с Планом реставрационных работ, рассчитанным на 12 лет, Ю.П. Спегальский неожиданно скоропостижно умирает 17 января 1969 года.
О.К. Аршакуни, его жена, петербуржанка, художник–архитектор, остается в родном городе мужа, чтобы продолжить его дело: издает его работы, пропагандирует его идеи реставрации, 16 лет готовит открытие Музея в их последней квартире, передает все, что им было сделано в Ленинграде как художником, антикварные вещи, собираемые им с любовью в течение всей жизни. Поэтому в музее вы увидите мебель начала XVIII века, предметы прикладного искусства XVII–XIX веков (фарфор, керамика, стекло, художественный металл).