Из Москвы вернулась работа Савелия Сорина
Работа Савелия Сорина «Портрет актрисы Л.Х. Дроботовой» вернулась с выставки, которая проходила с 3 ноября 2018 г. по 27 января 2019 г. в «Галерее художников» в Москве
«Портрет актрисы Л.Х. Дроботовой» (Девушка с родинкой), 1915 г., поступил в 1919 г. из музея Академии художеств. Дроботова Лидия Харлампиевна (1891-1952), в замужестве Пумпянская, актриса, училась актерскому мастерству у М.Г. Савиной. На сцене с 1912 г., с 1918 г. – член Всероссийского театрального общества.
Выставка была посвящена крупному художнику-портретисту Савелию Сорину (1878–1953), представителю русской эмиграции первой волны. Его произведения малочисленны в отечественных государственных коллекциях и почти отсутствуют в частных, они редко встречаются на выставках. В России единственная персональная выставка Сорина состоялась 45 лет назад в Третьяковской галерее и Русском музее, поводом для нее послужила передача в дар советским музеям вдовой художника Анной Сориной тридцати произведений, отобранных Савелием Абрамовичем. Настоящий проект продолжил системную деятельность галереи «Наши художники» по возвращению полузабытых имен художников русского зарубежья и призван привлечь внимание к этой значительной фигуре нашей, а не только международной культуры.
Галерея собрала на выставке 30 произведений художника. Ее основу составили портреты из девяти отечественных музеев, а также частных собраний.
Биография Савелия Сорина представляет собой конгломерат таланта, упорства, бесконечной работы над собой и как результат – головокружительный взлет художественной карьеры.
Критики отмечали, что как «ученик Репина, прошедший французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых немецких мастеров» (Павел Бархан). Савелий Сорин создал собственный стиль, отличавшийся ясностью, изысканной красотой и строгостью линии, виртуозностью техники. Александр Бенуа писал, что в его портретах «пленяет <...> кажущаяся простота, в которой скрыта колоссальная работа, руководящаяся из ряда вон выходящей пытливостью и какой-то влюбленностью в человеческое лицо». Сергей Маковский называл его портреты «одухотворенными» и «говорящими».
Сорин безошибочно узнаваем как художник русской культуры. Вместе с тем, Бенуа подчеркивал: «Сорин, будучи по рождению и культуре русским, все же оказался художником мирового списка».