«ПЁТР ФОМИН. НИКИТА ФОМИН. ЖИВОПИСЬ» - выставка к 100-летию П. Фомина и 70-летию Н. Фомина»
Выставка с таким названием открылась сегодня в Пушкинском заповеднике в Михайловском
Данная выставка – совместный проект Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». Она объединила творчество двух художников-реалистов – отца и сына и приурочена к 100-летию П. Фомина и 70-летию Н. Фомина.
На выставку отправилось 9 живописных работ из фондов музея:
- П.Т. Фомин «Весна в Михайловском».
- П.Т. Фомин «Апрель в Малах».
- П.Т. Фомин «В феврале».
- П.Т. Фомин «В Михайловском».
- П.Т. Фомин «Солдатки».
- П.Т. Фомин «Деревня Поколодово».
- П.Т. Фомин «Зимой».
- Н.П. Фомин «Изборская крепость».
- Н.П. Фомин «Мирожский монастырь».
Пётр Тимофеевич Фомин (1919-1996), уроженец Псковской деревни Ледяха – известнейший живописец, классик русского реалистического искусства ХХ века, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств, в 1983-1991 годы – ректор ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В фондах Псковского музея хранятся семь его живописных произведений. В их числе монументальное полотно «Солдатки» (1980), которое являлось смысловым ядром прошедшей в музее с 20 августа по 20 сентября 2009 г. большой выставки «Петр Фомин. Никита Фомин. Живопись».
Однако, важнейшим в творчестве этого мастера является пейзажный жанр. Именно с лиричным и в то же время в высочайшей степени эпическим, восходящим к обобщённой национальной героике пейзажем русской земли связаны лучшие страницы его творчества. Быть может, особая их глубина и проникновенность связана с тем, что Петр Тимофеевич прошел Великую Отечественную войну, научившую его ценить жизнь, дарованную человеку природой. Именно тогда, возможно, открылись его «глаза художника» и редкая способность передавать не только облик, но и душу русской природы.
Становление его как художника продолжалось в первые послевоенные годы в Институте им. И. Е. Репина, который он окончил в 1952 году. Его работы вошли в золотой фонд крупнейших собраний России, хранятся и экспонируются во многих музеях, в числе которых Третьяковская галерея и Русский музей.
Никита Петрович Фомин (1949) окончил Академию художеств по мастерской монументальной живописи профессора А. А. Мыльникова (1973). Ныне он заслуженный художник РФ, академик РАХ, автор монументальных росписей, мозаичных композиций и станковых работ. В последней из перечисленных ипостасей по авторской манере он заметно отличается от своего выдающегося отца, но, в то же время органично продолжает развивать отцовское наследие. Русский реалистический, академический метод полностью воплощён и раскрыт Н. П. Фоминым в его ярком и своеобразном творчестве. Однако он с полным основанием может быть назван модернистом (в положительном смысле этого термина), то есть мировым художником, мастером современного искусства, для которого необыкновенно дороги уроки европейской, в первую очередь – французской, живописи второй половины XIX – начала ХХ века. Основной жанр творчества Н. П. Фомина – также пейзаж. Но особенное значение для этого автора приобретает уже не только естественный ландшафт – образ свободной и живой русской природы, почти не искажённой человеком, для него очень важны урбанистические виды Петербурга, Парижа, Венеции, Рима. При этом в творчестве Н. П. Фомина также велика и незаменима роль красоты Псковской земли. Окрестности Изборска и Печор, Мальскую долину он пишет и поэтизирует с изысканным совершенством.
Н. П. Фомин – профессор Российской Академии Художеств, Лауреат Государственной премии РСФСР, художник, принявший в России и за рубежом участие более чем в ста различных вернисажах. Многие его картины находятся в музейных и частных собраниях ряда стран Европы, Азии, Америки. Творчество автора представлено в Русском Музее, Музее Академии Художеств в Петербурге, Музее истории Москвы, Музее истории Санкт-Петербурга.
Н. И. Салтан, старший научный сотрудник
художественного отдела Псковского музея-заповедника