Открытие выставки "Магический резец" к 80-летию Валентина Васильева
7 февраля в 18.00 в выставочном зале (ул. Ленина, 1) состоится открытие выставки "Магический резец", приуроченной к 80-летию Валентина Васильева
Родился Валентин Михайлович Васильев 9 февраля 1940 года в Пскове, в семье служащих. Совсем маленьким в годы Великой Отечественной войны он лишился матери, погибшей под бомбежкой, и оказался в концентрационном лагере под Псковом. Избежать участи быть отправленным вместе с другими узниками еще дальше от дома помог случай: поезд по дороге в Салспилс разбомбили. Четырехлетнему мальчику с бабушкой, сестрой и тетей удалось скрыться и вернуться в Псков.
Рисовать Валентин начал с детских лет. В 1958 году он стал студентом ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, но по окончании второго курса был призван в армию. В 1959 году поступил в заочный народный университет им. Н.К.Крупской ,в котором занимался до 1962 года. После демобилизации учился в Ташкентском художественном училище им. П.П. Бенькова и на художественно-графическом факультете Костромского педагогического института им. Н.А. Некрасова. Вся последующая жизнь Валентина Михайловича была неотделима от родного города.
Первой страницей его профессиональной деятельности была работа художником на Псковской студии телевидения. После работы на телевидении Валентину Михайловичу предложили вести студию-кружок в Доме детского творчества. Занятия пользовались успехом — приходили заниматься взрослые и дети разного возраста. Вскоре стало мало места, помещение не вмещало всех желающих. Тем временем общественность города прилагала усилия к организации в Пскове художественной школы. Заняться конкретным осуществлением этой идеи было предложено Васильеву. Сначала были «выделены» два класса при школе №2, затем для художественной школы предоставили деревянный дом за зданием ОВД.
Организационная и педагогическая нагрузки, которые в течение 10 лет директорства легли на плечи В.М. Васильева, не помешали его собственному интенсивному творческому росту. Рано определившись как сложившийся художник-график, успешно работающий в техниках линогравюры и гравюры на пластике, он с 1965 года участвует в городских, зональных и республиканских выставках и в 26 лет становится членом Союза художников СССР - самым молодым по Союзу на тот момент.За участие в конкурсе «Наш вернисаж» В. Васильев шесть раз награждался призами «Недели». Его заслуги в области графики были отмечены медалями. Работы Васильева хранятся в собрании Псковского музея-заповедника. Издано несколько альбомов, иллюстрированных его гравюрами.
Последние семь лет жизни художник тяжело болел — испытания военных и послевоенных лет не прошли бесследно... Творчество В.М. Васильева, строгое и классическое, в высоком и непоколебимом во времени понятии — консервативно. Художнику никогда не были нужны ни авангардистская революционность в технике и выборе тем, ни громкие декларации на злобу дня, ни ориентация на эпатаж и скандальную популярность.
Образные средства в работах художника строги и лаконичны. Линия, рожденная движением штихеля и спроецированная на белое поле листа, выполняет изобразительную и выразительную роль, передавая как конкретные устойчивые приметы пейзажа, так и преходящее, переменчивое, связанное с состоянием природы. Варьируя композицию, используя пластические возможности разработки пространства штрихом, Валентин Васильев стремился создать неповторимую мелодию каждого листа. Избрав для своего искусства резцовую гравюру, предполагающую авторское тиражирование, он как никто другой из его предшественников, воздал славу архитектурным шедеврам псковской земли.
Особое место в творчестве Валентина Васильева занимает серия пушкиногорских пейзажей. Подчеркнуто камерный характер этих работ влечет за собой небольшой формат и особые средства выразительности. В лучших работах этой серии художник передал богатство состояния русской природы и извечную свежесть ощущений, даримых человеку сменой времен года. В природе он замечал то грозную силу и размах («Тригорское. Старый дуб»), то нежную прелесть («Михайловское. Дом-музей А. С. Пушкина»), то уют и отдохновение («Домик няни»).
Немногословные, эмоционально сдержанные — то суровые, то проникновенные и поэтически изящные — гравюры пушкиногорской серии связаны с обликом и характером самой псковской земли. Обращенные к широкому зрителю, они помогают познать эту землю и постигнуть ее притягательную силу. Как и все настоящие художники, он был романтиком и трагиком одновременно. За годы тотальной технической революции гравюры Валентина Васильева не утратили свежей ауры современности — того совершенно особенного чувства подлинности, которое передается человеку только от истинных произведений искусства.
Использованы фрагменты статей Н.Шабловской, Л.Шлосберга, В.Галицкого.