«Лево пятьдесят! Прощайте, мужики»! Подвиг 6 роты: "За други своя"
В экспозиции «Псковский край в годы ВОВ» прошло памятное мероприятие, посвященное подвигу псковских десантников
Мероприятие посетила делегация юнармейцев Москвы во главе с Геворком Анушавановичем Исаханяном, героем России, командиром 234-го Черноморского отряда Кутузова 3 степени им. Святого благоверного Александра Невского гвардейского парашютно-десантного полка 76-й Черниговской Краснознамённой гвардейской воздушно-десантной дивизии, генерал-майором запаса (отряды юнармейцев "Тайфун", "Патриот" и юнармейский десантный отряд "Десантер").
Гости ознакомились с выставочным комплексом, где находятся: личные вещи старшего лейтенанта Алексея Воробьёва, Героя России, отряд которого первый столкнулся с боевиками в Аргунском ущелье; памятные и знаковые вещи. Каждый предмет для нас очень дорог.
На мероприятии выступил автор повести "Шаг в бессмертие" Олег Дементьев: "Никто не испугался, никто не сбежал, не бросил оружие в бою... Что тут ещё можно добавить? Вечная память нашим героям!" Олег Владимирович подарил музею экземпляр последнего издания книги с дарственной надписью. Сердечно благодарим за это!
Музыкант Алексей Швайков сыграл на гитаре армейские песни, не оставившие равнодушными ни одного присутствующего.
В гостях у музея также побывали наши давние друзья - ученики Псковского технического лицея.
Выражаем искреннюю благодарность каждому участнику мероприятия, разделившему с нами сегодняшнее мероприятие!
.........
29 февраля.
День был пасмурный, как вспоминал участник того боя Герой России гвардии старший сержант Александр Супонинский. В горах был туман. Под прикрытием пасмурной дымки, когда основные силы роты занимались обустройством лагеря и огневых точек, с высоты 776,0 к вершине Истывкорт в 11:30 утра вышел разведдозор. В это время на горе Истывкорт уже были бандиты...
Бой завязался внезапно. Боевики действовали из засады. Десантники ответили им огнем из автоматов и пулеметов. Разведчиков поддержала артиллерия, действия которой корректировал гвардии капитан Виктор Романов. Но вскоре стало ясно, что бандиты превосходят числом, и разведчики получили приказ уходить обратно – на высоту.
Под шквальным огнем неприятеля разведка поднималась на высоту, отход прикрывал взвод старшего лейтенанта Воробьева. Но в это время смертельное ранение получил майор С.Г. Молодов. Таким образом, первым погибшим воином 6-й роты стал ее командир.
Командование приняли на себя капитан Роман Соколов и комбат Марк Евтюхин.
Капитан Роман Соколов Подполковник Марк Евтюхин
Бандиты попытались обойти роту с фланга, но получили отпор от бойцов 1-й роты, закрывавших проход по руслу реки Абазулгол. В связи с тем, что позиции 1-й роты были подготовлены к обороне, боевики понесли здесь потери и перенесли главный удар на 6-ю роту, позиции которой не имели укреплений и подготовленных огневых точек.
6-я рота оказалась на острие. Получилось так, что противник пошел на прорыв всеми силами именно здесь, через высоту 776,0. По самым скромным оценкам, враг превосходил десантников почти в 20 раз.
К 16:00 бой уже кипел вовсю. Противник шел в одну атаку за другой. Позиции роты подверглись обстрелу из минометов, после чего боевики с разных сторон пытались взойти на высоту.
По словам гвардии сержанта Андрея Поршнева, выжившего в том бою, «в какой-то момент они стеной на нас пошли. Одна волна пройдет, мы их перестреляем, полчаса передышки – и еще одна волна... Много их было. Просто шли на нас: глаза выпученные, орут: «Аллах акбар»». Бандиты несли большие потери, но и в роте были уже раненые и убитые...
Подразделения, которые стояли на соседних высотах, пытались оказать помощь 6-й роте, но боевиков было слишком много – пробиться не получилось. Из-за густого тумана и букового леса, росшего на месте битвы, авиация была не в состоянии прийти на выручку.
Реальную помощь роте могла оказать только артиллерия, накрывавшая подножие высоты 776,0 и гору Истывкорт стальным ливнем. Вместе с 6-й ротой на высоте находился корректировщик огня капитан Виктор Романов, который, несмотря на ранение, продолжал направлять огонь...
По слова генерала Трошева, за время боя артиллеристы 104-го полка выпустили 1200(!) снарядов, от чего «краска на стволах обгорела, откатники треснули и потекли. Артиллеристы нанесли большой урон бандитам: Александр Супонинский отмечал, что «наша артиллерия их здорово помесила».
Но, несмотря на поддержку артиллерии, ситуация оставалась критической. «Духов» было много, с каждым часом к ним подходили все новые силы. Дело доходило до рукопашных схваток! Андрей Комаров, один из десантников, рассказывал: «Ближний бой был. В рукопашную пошли. Кто с чем: кто с лопатами, кто с чем».
В ожесточенной схватке шли в дело все подручные предметы: автоматы, лопатки, штык-ножи, камни, палки... Десантники бились против одурманенных и озверевших от наркотиков бандитов. Впереди боевиков шел лучший отряд Хаттаба – «Джимар». Но сбить роту с высоты он не смог.
Тогда командиры боевиков решили пойти на хитрость. Десантникам было предложено отойти. «Боевики, – вспоминал Роман Христолюбов, – предлагали сдаться... Кричали: «Русские, сдавайтесь!»...
Предлагали нам, слышно было: «Сдавайтесь, мы вам дадим дорогу уйти», – но никто на это не отреагировал». «По рации предлагали деньги». Рота осталась стоять на месте, и бандиты ринулись в новую атаку.
Майор Александр Доставалов
Майор Александр Достовалов
Уже была глубокая ночь. Бой продолжался в темноте, освещаемой только разрывами гранат и огнем автоматов. Почти каждый десантник получил ранение. Но, несмотря на раны, никто не отступил. Командиры роты сражались и погибали вместе со своими бойцами.
Комбат Марк Евтюхин, старлей Алексей Воробьев, Александр Рязанцев, Дмитрий Воробьев, Андрей Панов, Александр Колгатин, Андрей Шерстянников, капитан Роман Соколов, гвардии лейтенант Дмитрий Кожемякин...
Взвод Кожемякина находился на пике атак боевиков. Кинжальным огнем из автоматов разведчики косили боевиков. Но патроны были на исходе. Бились в рукопашку...
В 1 час ночи 1 марта по просьбе командира 104-го полка по позициям боевиков было произведено три залпа из реактивных установок «Град». Бандиты отошли. Бой на время стих. Интенсивных атак с 03:00 до 05:00 утра не было.
Воспользовавшись этим, на помощь 6-й роте смог прорваться 3-й взвод 4-й роты, находившийся на соседней высотке. Командовал взводом лейтенант Олег Ермаков, вместе с которым был «замок» Евтюхина майор Александр Достовалов.
Во время прорыва гвардии лейтенант Ермаков получил ранение. Осознав, что рана смертельна, отважный лейтенант остался прикрывать прорыв взвода. Олег Ермаков погиб, но взвод смог пробиться на помощь к израненным десантникам.
Существенной поддержки, конечно, один взвод оказать не мог. Майор Достовалов также был ранен. Но 6-я рота, увидев бойцов 4-й роты, поняла, что не брошена! Моральная поддержка была велика, и уже в 5 часов утра десантники отражали новую атаку.
Подполковник Марк Евтюхин
Подполковник Марк Николаевич Евтюхин постоянно выходил на связь. Его действия были четкими, паники не было. Но реально сил больше не было: к утру в живых оставалось всего несколько человек... Началась новая атака. Без стрельбы, с криками «Аллах» бандиты пошли на прорыв.
1 марта в 6:10 утра Марк Евтюхин в последний раз вышел на связь, его слова были такими: «Лево пятьдесят! Прощайте, мужики»! Рота вызывала огонь на себя...
Во время этого обстрела бандиты понесли большие потери, но в итоге они все-таки смогли зайти на высоту. Тактическая победа была за боевиками, рота физически была уничтожена, но духовно...
Дальше отметки 776,0 террористы продвинуться не смогли. Осуществить прорыв в Дагестан и повторить Будённовск им не удалось. Морально бандиты были подавлены. Свое зло и ненависть они выместили на телах, погибших воинов-десантников. Спустя день после сражения, когда на высоту поднялись наши войска, их взором предстали изувеченные тела героев.
Из «кольца» удалось ускользнуть лишь незначительным бандам. Морально подавленные после боя с 6-й ротой боевики сдавались в плен.
Через несколько дней под Сельментаузеном впервые в контртеррористической операции в полном составе капитулировал крупный отряд террористов – свыше 70 боевиков! Обмороженные, деморализованные головорезы не видели больше перспектив для сопротивления.
Фактически в бою у высоты 776,0 6-я рота решила судьбу всей Второй чеченской войны, ведь если бы боевики прорвались в Дагестан, то все плоды летних и осенних побед 1999 года в Дагестане, по крупному счету, были бы напрасными. Этого не случилось.
Использованы фрагменты статьи с сайта https://pravoslavie.ru/59951.html