Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Альманах «Северные цветы» и А.С. Пушкин

06.06.2020

В 2010 году Пушкинский Заповедник впервые принимал «выставку одного предмета» из фондов Псковского музея-заповедника. Выставка, открытая в канун Праздника поэзии, дала возможность всем желающим увидеть уникальный экспонат, имеющий отношение к жизни великого Пушкина.

Продолжая традицию в 2020 году, Волкова Светлана Алексеевна – начальник отдела книжных фондов и письменных источников Псково-Изборского музея-заповедника – представляет литературный альманах «Северные цветы», объединивший в ХIX столетии литераторов пушкинского круга.


«... ЦВЕТЫ ЦВЕТОЧКИ»
(Приписка Пушкина к письму Дельвигу от 2 марта 1827 г.)

Литературный альманах «Северные цветы» – лучший и наиболее поэтический из русских альманахов, объединивших литераторов пушкинского круга. Составителем и редактором этого сборника стал барон Антон Дельвиг – ближайший лицейский друг Пушкина, поэт.

Благодаря литературным связям Дельвига начинание оказалось успешным. Альманах выходил ежегодно в течение восьми лет с 1825-го по 1832 год. Это были миниатюрные изящные книжки размером в «осьмушку» с гравированными «картинками» и виньетками, изображающими лиры и гирлянды цветов, напечатанные со всеми изысками тогдашнего типографского искусства.

Появление «Северных цветов» связано с отказом издателей альманаха «Полярная звезда» от услуг книгопродавца И. В. Сленина. Последующие книжки альманаха они издавали сами. Сленин, не желая терять выгод, которыми он уже два года пользовался, уговорил барона Дельвига собрать статьи для нового альманаха и предоставить издание ему, Сленину, за 4000 рублей ассигнациями. Дельвиг согласился, и на свет появился альманах под названием «Северные цветы».

Оба альманаха – и «Полярная звезда» и «Северные цветы» – были близки к «Вольному обществу любителей российской словесности» и представляли две группировки: левую – альманах Бестужева и Рылеева, и правую – альманах Дельвига и Плетнева. Сам Пушкин воздавал должное этим альманахам, т. к. считал, что они «сделались представителями нашей словесности». Восстание 14 декабря 1825 года положило конец «Полярной звезде». Альманах же Дельвига – уцелел, и оказался единственным изданием, продолжающим традиции «Полярной звезды».

Первый альманах «Северные цветы на 1825 г.» вышел в свет во второй половине декабря 1824 года. Дельвигу удалось привлечь к изданию Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинку, Н.И. Гнедича, И.И. Дмитриева, И.И. Козлова, И.А. Крылова, В.К. Кюхельбекера, П.А. Плетнева и менее известных поэтов.

Читатели благосклонно приняли новое издание. После 1825 года альманах не только публиковал все лучшее, что появлялось в русской поэзии, но и напечатал столько стихотворений Пушкина, как ни один другой.




Северные цветы на 1826 год, собранные бароном Дельвигом. Изданы Иваном Слениным. СПб.: В Тип. Департамента Народного Просвещения, 1826. Грав. загл. л.,IV, [2], 296, 131с., 4 грав.; 13,8 х 10,3 см. Из произведений Пушкина напечатаны: «Отрывок из письма А.С. Пушкина к Д...», «К чему холодные сомнения», «Подражание Корану», «Баратынскому. Из Бессарабии», «Ему же», «Отрывки из второй песни Евгения Онегина, поэмы Пушкина» (1. От слов «Ее сестра звалась Татьяна», кончая «Потреплет лавры старика»), отрывок из поэмы «Цыганы» об Овидии.



В первых двух изданиях значится: «собранные бароном Дельвигом», в третьем: «изданы бароном Дельвигом», далее имя отсутствует. Книжка на 1828 год с портретом Пушкина работы О. А. Кипренского, гравированным Н. Уткиным, и далее до 1832 года. После смерти Дельвига, в 1831 году, Пушкин издал в пользу вдовы поэта С. М. Дельвиг и его братьев альманах «Северные цветы на 1832 год» – последнее издание альманаха.

На нашей выставке представлен альманах «Северные цветы на 1826 год». Это изящная книжка в составном переплете: корешок и уголки красной сафьяновой кожи, верхняя и нижняя крышки покрыты бумагой «павлиний глаз», на корешке – стилизованный растительный орнамент и название альманаха, тисненные золотом, обрез с напрыском, четыре гравюры защищены тончайшей бумагой (папье-плюр).

Открывается книжка художественным обозрением Василия Ивановича Григоровича «О состоянии художеств в России» – первый очерк истории русского искусства, и занимает почти сто страниц. Григорович писал, что развитие искусств есть следствие и условие распространения просвещения. Издание украсили гравированный фронтиспис с оригинала художника Ореста Кипренского, заглавный лист по рисунку И. Иванова, гравюры с работ художников В. Шебуева, А. Егорова и М. Воробьева.

Дружеские связи становились фактом литературы. К январю 1826 года альманах был уже почти собран. Часть листов была в корректуре, часть листов еще переписывали.

От Пушкина Дельвиг ждал «Андрея Шенье», где звучал призыв к свободе. Но напечатан был отрывок из «Цыган» об Овидии. На 1826 год из произведений Пушкина были также напечатаны: «Отрывок из письма А. С. Пушкина к Д...», «К чему холодные сомнения», «Подражание Корану», «Баратынскому. Из Бессарабии» и «Ему же», «Отрывки из второй песни Евгения Онегина, поэмы Пушкина» (1. От слов «Ее сестра звалась Татьяна», кончая «Потреплет лавры старика»).

«Московский телеграф» в 1829 году писал: «Общее мнение признало «Северные цветы» лучшим по содержанию русским альманахом». Ни один альманах не напечатал столько произведений Пушкина, как «Северные цветы», – около шести десятков произведений. Редкое издание хранится в отделе рукописных и редких книг, в фонде А. С. Пушкина.

Альбом можно просмотреть по ссылке: http://pushkinland.ru/2018/exh/exh20/sev.pdf

Тект: С.А. Волкова, начальник отдела книжных фондов и письменных источников Псково-Изборского объединенного музея-заповедника