В Псковский музей-заповедник вернулись две отреставрированные московскими специалистами иконы
В мастерской отдела реставрации Псковского государственного музея-заповедника состоялась презентация двух произведений древнерусской живописи, отреставрированных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря. Это иконы «Апостол Пётр» и «Апостол Варфоломей», которые входят в состав деисусного чина, созданного в первой половине XV века.
Деисус (в переводе с греческого - «прошение», «моление») – композиция, зародившаяся в Византии и представляющая образы Иисуса Христа и обращённых к нему в позе моления Богоматери с Иоанном Крестителем. Деисусный чин иконостаса обычно включает в себя также иконы архангелов, апостолов и святых.
Иконы, о которых идёт речь, происходят из псковской церкви Успения Богоматери с Пароменья. Это так называемый «апостольский деисус». Кроме несохранившейся центральной композиции он включал образы Архангелов Михаила и Гавриила и двенадцати апостолов.
Большая часть этого ряда (десять икон) уже представлена в экспозиции «Живопись древнего Пскова XV - XVII вв.» в Поганкиных палатах.
Его интересная особенность - накладные деревянные нимбы. Этот художественный приём, придающий изображениям дополнительную выразительность, часто встречается в иконописи Греции и Балкан.
Художники-реставраторы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Юлия Ларина и Наталья Фоломешкина восстанавливали псковские иконы «Апостол Пётр» и «Апостол Варфоломей» в рамках плановой реставрации, которая продолжалась 5 лет. Они укрепили и раскрыли авторскую живопись от нескольких слоёв поздних записей и потемневшей олифы и удалили сделанные в XVII веке надставки по бокам икон.
Главный хранитель фондов Псковского музея-заповедника Мария Проценко высказала слова благодарности специалистам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, которые выполнили такую сложную и трудоёмкую работу.
Заведующая отделом реставрации фондов Псковского музея-заповедника Наталья Ткачёва рассказала об истории этих произведений искусства, которые являются частью довоенного музейного собрания. Ведь, как известно, коллекция псковских икон была полностью вывезена оккупантами за границу, а после капитуляции Германии оказалось на территории, которую контролировали союзники. Поэтому на оборотной стороне иконы «Апостол Пётр», кроме оккупационного шифра, видны цифры, написанные синим карандашом, - инвентарный номер мюнхенского сборного пункта, где специалисты идентифицировали перемещённые культурные ценности и готовили их к отправке на Родину.
Принадлежащий Псковскому музею-заповеднику чин из церкви Успения Богоматери с Пароменья, по словам Натальи Ткачёвой, это уникальный живописный ансамбль - самый ранний деисусный ряд, созданный в Пскове и сохранившийся до наших дней.
Вероятно, «Апостол Пётр» и «Апостол Варфоломей» будут выставлены в Поганкиных палатах уже после начала отопительного сезона, когда пройдут «акклиматизацию». Как уточнила Мария Проценко, они на время заменят в основной экспозиции две другие иконы из того же деисусного чина, которым иногда необходимо «отдыхать» от экспонирования.
Остаётся добавить, что сегодня на реставрации в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря находятся ещё две большеформатные иконы из коллекции Псковского музея-заповедника, а также несколько предметов из так называемого «Ивановского клада», которые были найдены при реставрации храма Иоанна Предтечи в 70-х годах прошлого века.