Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Где крест, там и любовь»

23.09.2013

27 сентября 2013 г. в 16.00 в экспозиции "Живопись древнего Пскова XV - XVII вв." в Поганкиных палатах Псковского музея - заповедника (ул. Некрасова,7) в рамках проекта «Уникальные памятники и коллекции музея» состоится открытие выставки «Образ Креста».

В экспозиции древних икон Пскова будут демонстрироваться 32 креста, исполненные современным ювелиром из Санкт - Петербурга Юрием Анатольевичем Федоровым. Эту коллекцию мастер передал в «Золотую кладовую» фондохранилища музея «дом Массона» в 2012 году. Все произведения Ю.А. Федорова не просто красивые ювелирные вещи, но сакральные предметы, глубоко и осмысленно продолжающие традиции русского церковного искусства.
После длительной учетно-хранительской работы по постановке на учет предметов из драгоценных металлов и камней, коллекция в день памяти об обретении Креста императором Константином и его матерью Еленой (IV век) будет открыта для посетителей.




«Где крест, там и любовь», - слова святого Иоанна Кронштадтского определяют не только содержание выставки, но и нравственные основы творчества Юрия Анатольевича Федорова, который более 30 лет своей жизни посвятил церковному ювелирному искусству. Он принадлежит к числу православных мастеров, работающих в области создания современного нагрудного креста. Ю.А. Федоров (род. 1953 г.) член Союза художников России, участник многих российских и международных выставок, в том числе Первой Всемирной выставки миниатюрного искусства в Лондоне в 1995 году.
С конца семидесятых годов он стал широко известен как автор нательных крестов, мощевиков, складней, наперсных крестов, панагий и мелкой иконной пластики. В 1998 году созданы «Художественные мастерские Ю. Федорова», где Юрий Анатольевич является учредителем и творческим директором. Его работы неоднократно отмечались почетными дипломами, а в 2007 году - Почетной грамотой патриарха Алексия II за вклад в развитие церковного искусства. Помимо творчества Юрий Федоров занимается исследованиями в области церковного искусства и ставрографии.


Каждый из созданных Ю.А. Федоровым ювелирных предметов глубоко индивидуален. В их основе лежит изучение сакральных основ византийского и древнерусского искусства. При этом они не являются копиями конкретных исторических памятников. Произведения Ю.А. Федорова демонстрируют нам творческое осмысление сюжетов Священного Писания и стремление расширить иконографию Креста. Он изучает их в музейных собраниях, в частных коллекциях, участвует в археологических экспедициях. Создание крестов есть вид богословского творчества. Все созданные Ю.А. Федоровым предметы сопровождаются печатным миниатюрным изданием с текстом, в котором автор раскрывает смысл каждого произведения.
Как у всякого художника, у мастера есть приемы, по которым узнается его авторство. Фоны композиций покрыты чернью, поверхность фона под чернь прорабатывается точечным орнаментом, слегка «разрыхляется». На таком фоне отчетливее предстают фигуры святых, выполненные в высоком рельефе. Оглавие крестов, линия периметра, приподнятая над поверхностью, периметр отдельных частей композиции и наиболее значимые детали изображения, например, нимбы святых, как правило, золотятся. Цвет золота 990 пробы - глубокого благородного оттенка. Поражает точность линий, красота и духовная наполненность ликов, точное следование иконографии сюжетов. По мере разглядывания все более мелких деталей в эти изображения словно бы погружаешься, обнаруживая, как в произведениях древнерусского искусства, сложную символику, многообразные смысловые связи.

Отдельный интерес представляют кресты, посвященные духовной истории русских городов и монастырей. Один из подаренных Псковскому музею так и называется «Санкт-Петербургский». Он изготовлен в 2002 году и посвящен 300 -летию основания Санкт-Петербурга. Крест украшен изображениями особо чтимых в Санкт-Петербурге святых: Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых Иоанна Кронштадского и Ксении Петербургской. Подвижное оглавие соединено с крестом при помощи золоченого двуглавого орла - геральдического символа России. Он напоминает о том, что с 1712 года Петербург был объявлен столицей русского государства.


Иногда создание крестов обусловлено фактами личной биографии художника. В начале 70-х годов XX века Ю.А. Федоров служил в 76 Черниговской воздушно-десантной дивизии в Пскове. С этим связано появление креста, посвященного пророку Илие и ВДВ. Крест с Распятием на лицевой стороне имеет изображение Спаса Нерукотворного, который в русской воинской традиции был самым распространенным образом на боевых знаменах. Оборотная сторона креста посвящена теме христианского воинского служения. В окружении святых воинов Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, святого князя Александра Невского и архистратига небесных воинств архангела Михаила изображен в молении пророк Илия, чей образ связан с воздушной и огненной стихиями, и чья память празднуется 2 августа, в день Воздушно-десантных войск. На ушке оглавия в трех криптограммах по вертикали читается славословие кресту: ВВВВ (возвращение вечное верным в рай), ДДДД (древо добро досада дьяволу), ВВВВ (велие веселие в него верующих). Такие надписи были распространены на иконах и крестах. Но если прочитать эти криптограммы по горизонтали, мы увидим четырехкратное повторение аббревиатуры ВДВ. Довольно сложная форма этого креста восходит к XIV столетию, и у русских дореволюционных исследователей получила наименование «патриаршего креста», а в европейской литературе она именуется «крослет».
Известен с XII столетия сюжет средневековых крестов «Святой Никита, побивающий беса». Святого Никиту называли в народе «бесогоном». Присутствие в доме или на теле небольшого образка Никиты-бесогона означало покровительство святого мученика и его защиту от бесовских козней и, соответственно, житейских неурядиц. Такой сюжет дважды встречается в нашей коллекции.
Все произведения Ю.А. Федорова отличают вкус, богатый культурный контекст, который угадывается в подборе сюжетов и, прежде всего, продуманности каждой детали. Это не просто красивые ювелирные вещи, но сакральные предметы глубоко и осмысленно продолжающие традиции русского церковного искусства.


Зав. сектором хранения драгоценных металлов и
камней Ирина Галицкая.