Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

В музее открылась выставка О.И. Кузнецова и учеников

18.11.2013

15 ноября 2013 года в центральном выставочном зале Псковского музея-заповедника (ул. Некрасова, 7) открылась выставка «Учитель. Ученики. Соратники».



Учитель – Олег Иванович Кузнецов (р. 1936 г.) – педагог-художник, профессор, консультант кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (бывш. им. В.И. Мухиной), заслуженный деятель Российской Федерации.

Творческий союз Учителя и Ученика – это единство, в котором Учитель дарит всё, чем обладает: профессиональный опыт и жизненный импульс, творческий поиск и живое наблюдение.

Ученики Олега Ивановича могли наблюдать, как рождались рисунки – смело, быстро, неожиданно. И воображение учеников было отзывчиво к любым урокам мастера.

Во 2-й половине XX века Олегом Ивановичем и его учениками был высоко поднят уровень отечественного художественного образования.



Большая выставка «Учитель. Ученики. Соратники» организована в стенах Псковского музея-заповедника по инициативе заслуженного художника России Николая Михайловича Москалёва.



«Идея такой выставки зрела давно, – рассказал Н.М. Москалёв. – Основные вопросы были: как показать работы своего учителя; как представить его эстетическое философское размышление; как показать преемственность идей, тот ручеек, который переходит от Учителя к Ученику?».

И эти вопросы решались таким образом: в центре идей Учеников стоит рука Учителя; главный в направлении Учеников – это Учитель. Поэтому выставочный зал поделили на три части: в центральном зале разместили работы Олега Ивановича Кузнецова – Учителя. А в левом и правом залах – работы его Учеников: Н.М. Москалёва, И.В. Несветайло, Чингиза Абасова, А.В. Васильева, С.С. Пономаренко, А.П. Фролова, В.Г. Бушуева, А.В. Шевардина, В. Радина, Н. Захарова, И.Р. Четышова, Н.Д. Кузнецова, А.И. Ларионова и др. Тем самым, композиция стала единой и Учитель и Ученики стали Соратниками.

Основной корпус экспонатов, составивших выставку «Учитель. Ученики. Соратники» – полихромные графические листы О.И. Кузнецова, относящиеся к разным периодам его творчества. Сам автор характеризовал свой собственный художественный язык как «цветовой, знаковый символизм».



«В числе экспонатов выставки любопытен старый эскиз некоего панно либо оформления пионерского «слёта». О.И. Кузнецов изображает здесь стилизованных пионеров в пилотках и галстуках как шелестящий белый синклит!» (собрание высших сановников в Древней Греции – прим.) – отметил зав. художественным отделом Псковского музея-заповедника Юлий Александрович Селиверстов.




Два таких эскиза были подарены в коллекцию Псковского музея-заповедника.

По словам Александра Петровича Фролова (художника и ученика О.И. Кузнецова, профессора кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица): «Пространство, открытое нам Олегом Ивановичем Кузнецовым – это пространство свободы».




Андрей Иосифович Ларионов (ученик О.И. Кузнецова, доцент кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица) подтвердил вышесказанные слова: «Масштаб личности всегда подчеркивается окружением. Учитель становится Учителем при наличии достойных учеников. Я считаю, что Олег Иванович – Учитель с большой буквы. Он дал очень мощный посыл тем, кто у него учился».

Подчеркнул значение художественной выставки и директор Псковского музея – заповедника Юрий Николаевич Киселёв: «Выставка, посвященная Учителю, Ученикам и Соратникам, это важное событие. Сегодняшней выставкой 15 января 2014 года заканчивается год нонконформизма в музее. Мы переходим к этапу соцреализма. Этот год, если подвести итоги, был очень насыщенным. Выставки Белютина, Ирины Гурской, «Псковские встречи» и другие, фестиваль художников «Псковская галерея». Эта выставка – итог работы в рамках нашей музейной концепции, к чему мы стремились весь год».