Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

​Церемония передачи предметов в музейный фонд Российской Федерации

15.12.2021

15 декабря 2021 г. в 11:00 состоялась Церемония передачи предметов в музейный фонд Российской Федерации. Управление Министерства культуры РФ по СЗФО передало в фонд Псково-Изборского музея-заповедника культурные ценности, изъятые в ходе незаконного перемещения через государственную границу.

Среди передаваемых предметов нумизматика, оружие, произведения декоративно-прикладного искусства, живопись, иконы, оклады.

Главы силовых структур, внесшие вклад в передачу культурных ценностей в музейный фонд, также присутствовали на церемонии. Генеральный директор Псково-Изборского музея-заповедника Светлана Евгеньевна Мельникова и руководитель Управления Министерства культуры РФ по северо-западному федеральному округу Андрей Михайлович Ермаков подписали Акт о передаче вещей в музей.

«Это очень хорошая государственная, музейная история о передаче вещей в фонды музея-заповедника! Я благодарю глав ведомств за профессиональную работу и посещение церемонии! Ведь эти вещи займут достойное место в экспозициях. А пока будут составлены экспертные заключения специалистов о вещах, предметы будут рассмотрены на экспертной фондово-закупочной комиссии, записаны в учётную документацию, занесены в Госкаталог фонда РФ и переданы на ответственное хранение сотрудникам: холодное оружие – хранителю фонда оружия, предметы, содержащие драгоценные металлы после опробывания Пробирной палатой будут переданы хранителям музейных предметов с содержанием драгоценных металлов и камней, фарфор – хранителю фарфора, предметы бытового убранства – хранителям декоративно-прикладного искусства, монеты – хранителю нумизматики», - генеральный директор Псково-Изборского музея-заповедника Светлана Евгеньевна Мельникова.

Видео с церемонии:


Наибольший интерес представляет картина неизвестного немецкого художника «Зимний пейзаж с мельницей», датированная 1877 г. На тыльной стороне холста – полустертая короткая надпись углем (возможно, подпись автора) не читается, но на нижней планке рамы есть надпись карандашом: «Studienfahrt des “ Düsseldorfer Malkasten” nach Holland: Dezember 1877» (Студийная поездка «Дюссельдорфского Этюдника» в Голландию: декабрь 1877). “Düsseldorfer Malkasten” (Дюссельдорфский Этюдник) - знаменитое объединение художников, основанное в 1848 г. и существующее поныне. Автор пейзажа являлся членом этого объединения. Возможно, в будущем мы сможем установить и его имя. Живописное мастерство художника и его принадлежность к “Düsseldorfer Malkasten” в первый период существования этого объединения придают особую ценность картине. Стоит особо отметить некоторые образцы фарфора. Два изысканных лиможских блюда, относящиеся к периоду 1890-х - 1900-х гг., фабрики G.Demartine & Cie (марка:«G.D.& Cie/ LIMOGES /FRANCE»).

Фарфор довольно тонкий, цвета слоновой кости; роспись выполнена с использованием подглазурной и надглазурной техник. Букеты на блюдах разные по композиции и рисунку. Это предметы высокого художественного уровня с технологически сложной и мастерски исполненной ручной росписью, имеющие особую художественную, историческую и культурную ценность.

Десертные тарелки, датированные 1938 г., изготовленные в Германии. Они украшены монохромной ручной надглазурной росписью с изображением роз и позолотой. На каждой тарелке роспись имеет свои, отличные от других, композицию и рисунок. По характеру росписи можно предположить, что это - оригинальная (без использования шаблона) живопись художника, причём, не работавшего раньше по фарфору. Редкий образец авторской росписи фарфора.

Кофейник (Англия, Шеффилд, 1-ая треть XX в. - не ранее 1920 г., James Dixon & Sons) и набор кофейник и сахарница (Англия, Шеффилд, 1-ая четверть XX в., Harrison Brothers & Howson) - образцы металлической посуды из сплавов на основе олова (Britannia Metal) и меди с гальваносеребрением двух крупнейших английских производителей того времени.

Керосиновая паяльная лампа (Швеция, Стокгольм, Изготовитель: Max Sievert) - имеет историческую и культурную ценность как образец мелкого рабочего оборудования 1-ой трети XX в. известного шведского производителя. Очень интересный предмет Керосиновая лампа Pigeon (Пиджен), так наз. «Стандартная невзрывоопасная керосиновая лампа Pigeon (патент 1884 г., новая насадка - 1909 г.). Франция, Париж. Начало ХХ в. Изготовитель: предприятие Charles Pigeon. Представляет историческую и культурную ценность как первая портативная невзрывоопасная керосиновая лампа. Была запатентована и впоследствии усовершенствована известным изобретателем и предпринимателем Charles Pigeon (1838-1915 гг.) и выпускалась его предприятием, которое просуществовало до 1960 г. Изобретатель был настолько уверен в её безопасности, что предлагал «10 000 франков гарантированно покупателю, который взорвет лампу». Это предложение было оттиснуто на каждой лампе.

Фоторепортаж с церемонии:


Представленная коллекция холодного оружия датируется периодом XIX – XX вв. 10 экземпляров французского происхождения (9 армейских клинков и один бутафорский меч). Часть оружия принадлежит к периоду наполеоновских войн, часть была на вооружении в период Крымской и Первой Мировой войн.

Среди прочих предметов выделяется армейская шпага США образца 1860 г. Наиболее поздним (и наименее редким) является штык-нож к самозарядной винтовке Токарева образца 1938 г.

Остальные предметы не имеют в настоящее время точной идентификации, но с высокой долей вероятности имеют западноевропейское происхождение. Их производство и применение укладывается в тот же хронологический отрезок.

Набор оружия достаточно характерен для частных коллекций, оружие в основном в удовлетворительном состоянии, фабричного производства. Два клинка использовались в качестве театрального или кинематографического реквизита. На клинках присутствуют клейма ведущих производителей холодного оружия этого периода.