Две картины из собрания Ф.М. Плюшкина
Из рубрики «Музейные тайны»
В феврале 2022 г. исполняется 185 лет со дня рождения известного псковского коллекционера, члена Псковского археологического общества купца II гильдии Федора Михайловича Плюшкина (1837–1911).
Ф.М. Плюшкин. Портрет работы И.Ф. Жданко. 1879 г. Коллекция Псковского музея-заповедника
Его коллекция, сформированная на псковской земле, включала редкие монеты, медали, иконы и церковную утварь, произведения живописи и графики, миниатюры, автографы, рукописи и редкие книги, фарфор и фаянс, предметы народного искусства, часы и оружие. Она насчитывала более миллиона экспонатов, которые хранились на втором этаже дома купца, и Ф.М. Плюшкин радушно показывал их посетителям. После смерти коллекционера в 1911 г. его собрание было приобретено Государем Императором за 100 000 рублей и распределено по музеям. Сегодня предметы прикладного искусства, живописные и графические произведения, нумизматика, книги из собрания Ф.М. Плюшкина хранятся в Петербурге: в Российском этнографическом музее, Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии, в Библиотеке Российской Академии наук, и только небольшая часть экспонатов находится в Псково-Изборском музее-заповеднике.
В богатом собрании Ф.М. Плюшкина наряду с первоклассными произведениями можно было увидеть случайные вещи. Это связано с тем, что часто коллекционеры, чтобы получить желаемый экспонат, вынуждены приобретать вместе с ними предложенные продавцами дополнительные вещи. Не получив хорошего образования, осознав недостаток своих знаний при комплектовании коллекций, Федор Михайлович на протяжении всей своей жизни выписывал из Москвы и Петербурга книги, журналы, каталоги, переписывался с коллекционерами, прислушивался к мнению псковских антикваров, которые часто «желаемое выдавали за действительное».
О двух картинах из собрания Ф.М. Плюшкина, имевших фальшивые подписи, хотелось бы вспомнить. Ранее эти работы не привлекали внимание специалистов, хранились они в фондах и не выставлялись в картинной галерее, в годы Великой Отечественной войны, как и другие музейные экспонаты, были вывезены немцами в Восточную Пруссию и вернулись в Псковский музей только в 1948 г.
Иван Николаевич Ларионов (1892–1981) – художник, директор Псковского музея в 1955-1963 гг., в своих «Записках псковитянина», описывая псковских антикваров XIX столетия Г.М. Казакова и Смирнова, писал, что Ф.М. Плюшкин купил «за три рубля пятьдесят копеек картину «Голову старика» – «Рембрандта», гениального голландского художника XVII столетия.
В фондах Псковского музея-заповедника, действительно, хранится живописное полотно «Мужчина с селедкой», которое имело фальшивую подпись «Rembrand». На картине, на темно-оливковом фоне, представлен сидящий за столом бородатый мужчина в простой коричневой куртке, из-под которой видны манжеты и оборка воротника белой нижней рубашки. Он держит за хвост селедку, с головы которой стекают капельки жира. На столе – рыбы в деревянной кадочке, рядом – две скрещенные небольшие копченые рыбки, по цвету перекликающиеся с курткой мужчины, и кусок рыбы с плавниками.
В XVII столетии натюрморты с селедкой в Голландии получили широкое распространение, так как рыболовство занимало в стране исключительное место. Селедка считалась пищей бедных, но ее изображение имело и сакральный смысл. Вертикальное расположение селедки напоминает букву «I» – древний символ Иисуса Христа. Цветовая гамма, построенная на серебристо-сером цвете рыбы и различных оттенках коричневого, говорит о простоте, сдержанности и напоминают о посте и постной пище.
Вторая работа, которая поступила в Псковский музей в составе собрания Ф.М. Плюшкина, имела на обороте надпись: «Левицкого – портретъ Петра Великого».
Д.Г. Левицкий – знаменитый русский художник 2-й половины XVIII столетия, мастер блестящих парадных и камерных портретов. Его имя стало широко известно после выставок начала XX столетия. Не случайно оно привлекло внимание и Федора Михайловича Плюшкина. Однако, даже неискушенному зрителю понятно, что работа не является портретом Петра Первого.
На картине изображен молодой человек в халате, сидящий в непринужденной позе. Дорогой кружевной шейный платок, рукав белой рубашки с пышными сборками из тонкой ткани свидетельствуют об определенном социальном положении изображенного. Жестом одной руки он как бы приглашает зрителя к беседе, другой рукой молодой человек обнимает маленькую черную собачку - символ верности, любви, преданности. Данный портрет можно отнести к жанру «халатного портрета», который появился в Западной Европе в XVII веке и был распространен в XVIII столетии.
В начале 80-х гг. XX в. молодая сотрудница музея Ольга Степановна Савицкая (Мудрова) при консультации с высококвалифицированными специалистами по голландскому искусству из Эрмитажа И.В. Линник и Ю.И. Кузнецовым атрибутировала эти живописные произведения. По мнению искусствоведов, картина «Мужчина с селедкой» написана голландским художником начала XVIII века, а «Мужской портрет с собачкой» определен как работа, которую можно приписать голландскому художнику Фердулу Адриану Младшему, сыну известного исторического живописца, работавшему в Голландии, в городе Мидделбурге, в конце XVII – начале XVIII веков.
Сегодня эти два мужских портрета, несомненно представляющие художественную и историческую ценность, занимают достойное место в Псковской картинной галерее, а в музеях Петербурга научными сотрудниками продолжаются исследовательские работы с отдельными предметами и произведениями искусства из собрания Ф.М. Плюшкина.
Автор статьи: старший научный сотрудник отдела книжных фондов и письменных источников О.А. Кудрявцева.