Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Древность, изъясненная и представленная в рисунках

11.06.2021

Из рубрики "Музейные тайны"

Десять фолиантов в роскошных кожаных коричневых переплетах с золотым тиснением, с обрезами, окрашенными голубой краской под мрамор, с яркими форзацными листами с узором «павлинье перо» хранятся сегодня в фонде Псковского археологического общества отдела книжных памятников и рукописных источников Псковского музея-заповедника.

На титульных листах, отпечатанных в два цвета: красной и черной краской - виньетки с изображением Афины Паллады с амурами, урна с трубящими ангелами.

Тексты напечатаны на французском языке. В каждом томе гравюры. Это «Antiquité expliquée et représentée en figures» («Древность, изъясненная и представленная в рисунках») – прижизненное издание знаменитого французского филолога и историка Бернара де Монфокона (1655-1741), члена французской монашеской конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев.

В 1719 году вышло первое издание, состоящее из десяти томов, и сразу же было раскуплено. За ним последовало второе издание 1722 года, а в 1724 г. вышло пять томов «Добавлений».

В псковском собрании хранятся два издания: первые семь томов напечатаны в 1719, три последних изданы в 1724 годах и относятся к третьему изданию. В этих фолиантах собраны все известные к тому времени сведения об античных древностях. В них можно прочитать о культуре и религии древних греков и римлян, египтян, арабов, персов, скифов, галлов, германцев, испанцев, карфагенян.

Античная архитектура представлена гравюрами с изображением дворцов, триумфальных арок, театров, амфитеатров, цирков, терм, акведуков, мостов, фонтанов.

Интересны гравированные листы с изображениями античных судов и лодок с гребцами, повозок с багажом, вьючных животных. Много внимания уделено описанию и изображению одежды древних греков и римлян, женских причесок и украшений (серьгам, кольцам, браслетам, цепям, пряжкам), обуви, домашней утвари (вазам, сосудам, светильникам, мебели), а также монетам и медалям. Рассказывается о разнообразных обрядах, занятиях и увлечениях: свадьбах,

похоронах, танцах, травле зверей на аренах цирков, охоте, рыбной ловле.

Представлены музыкальные и строительные инструменты, письменные принадлежности, орудия сельского хозяйства.

Не все тома этих двух изданий дошли до нашего времени. Утраченными в годы Великой Отечественной войны оказались первые два тома 1719 года и первые два тома издания 1724 года.

На книгах отсутствуют владельческие записи, штампы, ярлыки, позволяющие определить владельца и время поступления в музей. Но директор Псковского губернского музея Август Карлович Янсон (1924-1930) в документах отметил, что фолианты Бернара де Монфокона происходят из Псковского археологического общества.

Вероятно, эти роскошные издания поступили в музей в тяжелое для Пскова время, в 1918-1919 годах, когда менялась власть, красный террор сменялся белым. Владельцы библиотек и коллекций, чтобы сохранить свою жизнь, вынуждены были покидать родной город. Именно в это время уехали Станкевичи, Жиглевичи, Ендржеевские, А. Б. Порохина… Некоторые из них передали свои библиотеки в Псковское археологическое общество, которое располагалось в Поганкиных палатах.

Так, вероятно, поступила и Александра Борисовна Порохина (1863-?) – дворянка, дочь мирового судьи и земского начальника Псковского уезда Бориса Михайловича Шатилова (1834-1907) – участника Крымской войны (1853-1856) и обороны Севастополя. В 1910 году А.Б. Порохина – уже вдова генерал-майора. В ее собственности находились два дома: один деревянный на Застенной улице, а второй на Гоголевской, недалеко от Поганкиных палат, в котором она сдавала квартиры. Среди ее квартирантов был известный архитектор Герард Фортунатович Станкевич. По его проектам в Пскове построены доходный дом Станкевича, здание банка Псковского общества взаимного кредита Псковского уездного земства, (7) доходный дом Батова на Архангельской улице (сейчас улица Ленина). В своих постройках Станкевич активно использовал декоративные элементы. Несомненно, что у него были альбомы, художественные издания, необходимые для работы. Среди них, могли находиться и фолианты Бернара де Монфокона с гравюрами. Покидая Псков и не имея возможности вывести книги, он, вероятно, оставил часть своей библиотеки в доме А.Б. Порохиной. В декабре 1919 г. издается указ о заселении пустующих домов. Именно в это время, из дома Порохиной А.Б. книги поступили в Поганкины палаты и на протяжении последних ста лет не привлекали внимание исследователей. Но эти фолианты, несомненно, представляют большую ценность, как редкие гравированные издания XVIII столетия.

Текст составила ст. научный сотрудник отдела рукописных книг и письменных источников (Древлехранилище) Кудрявцева О.А.