К 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха
Масштаб фигуры Николая Константиновича Рериха (1874-1947), чье 150-летие отмечается в этом году, впечатляет: художник, чьи работы хранятся в крупнейших музеях и частных коллекциях по всему миру; сценограф, оформлявший в том числе знаменитые театральные представления для «Русских сезонов», организованных Сергеем Дягилевым в Париже, философ, писатель, путешественник, археолог, педагог, общественный деятель. Именно Рерих выступил инициатором первого международного соглашения о защите культурных ценностей – «Пакта Рериха», который до Второй мировой войны являлся единственным соглашением в сфере охраны памятников, принятым частью международного сообщества. Последние тридцать лет Николай Рерих прожил за рубежом – сначала в Америке, а затем в Индии. И все это время он неустанно трудился, воплощая в своей многогранной деятельности свое понимание мироустройства, отстаивая свои идеалы.
На рубеже веков в условиях кризиса позитивизма и разочарования в идеалах многие художники обращаются к символизму как способу понять суть вещей через новые формы искусства. Николай Рерих был ярким представителем зрелого русского символизма. Среди вершин его творчества – так называемая пророческая серия, созданная незадолго до Первой мировой войны.
Одно из характерных произведений в этом цикле (в который входят «Вестник», «Зарево», «Дела человеческие», «Град обреченный») – картина «Крик змия» из собрания Псковского музея, начатая автором в 1913 году. Работа поступила в псковскую коллекцию в 1919 г. из Музея Академии Художеств, куда была приобретена с выставки «Мир искусства» (1915).
Подробнее о творческом пути Николая Рериха читайте в статье, подготовленной Художественным отделом Псковского музея. Ссылка.