К 185-летию со дня рождения художника Ивана Николаевича Крамского
«Как рано появилось у меня влечение к живописи, - не знаю. Помню только, что семи лет я лепил из глины казаков, а потом-по выходе из училища - рисовал все, что мне попадалось…»
И. Крамской.
«…Портретист обязан ничего не вносить своего в концепцию портрета, а должен, как строгий учитель, объективно, спокойно и точно наблюдать и принимать выводы из данных, каковы бы они ни были…»
И. Крамской.
КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ (1837 – 1887)
Портрет И.Н. Крамского кисти И.Е. Репина. 1882. Государственная Третьяковская галерея
Русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик, теоретик и педагог.
В 1856 году Крамской переехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье И.Ф. Александровского. Следует сказать, что фотография в пору своего младенчества сильно напоминала живописную миниатюру, и в задачу акварелиста-ретушера, расписывавшего снимок красками или тушью, как раз и входила задача предельно добиваться этого сходства. Крамского начинают называть в это время «богом ретуши». В 1857 году Иван Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора А.Т. Маркова. В годы пребывания в Академии живописец пробует свои силы в портрете, делая несколько акварельных автопортретов и портретов друзей.
Осенью 1863 года в числе 14 конкурентов на золотую медаль он отказался писать программную картину на предложенную единую тему «Пир в Валгалле». Именно Крамской стал идейным вдохновителем бунта четырнадцати выпускников против академической группы («Бунт 14»). Получив отказ академического совета на прошение о свободном выборе темы, покинул ИАХ, а затем организовал Артель художников (1863).
В 1863-68 годах он преподавал в рисовальной школе ОПХ и по отзывам современников, преподавание Крамского было немеханическим, нешаблонным, он очень внимательно относился к каждому ученику. Обучая молодежь, художник сам много работал над совершенствованием своего мастерства, приобретая профессиональную уверенность и свободу. В 1869 году Иван Крамской становится академиком.
В 1870 году Иван Николаевич является одним из основных организаторов и идеологов «Товарищества передвижных художественных выставок», сыгравшего выдающуюся роль в русском искусстве. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное с его мироощущением мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.
Крамскому принадлежит видное место в ряду замечательных художников-реалистов своего времени.
1870-80-е годы – время расцвета его таланта. Именно в эти годы им созданы наиболее знаменитые картины и портреты его великолепной портретной галереи современников. Его художественные произведения стоят в одном ряду с портретами В.Г. Перова и И.Е. Репина, являясь одним из высших достижений русского искусства. Они отличаются немалыми живописными достоинствами, глубиной понимания характеров. Сам художник любил портреты камерные по характеру, строгие по живописи, а по сути своей, более монументальные. Его работы обычно строги и скромны по живописи, в них, как правило, нет праздника красок, экспрессии цвета. Освещение обычно ровно и спокойно, без резких контрастов света и тени. Одна из основ мастерства его портретного искусства – точный и уверенный рисунок. Живопись у него зачастую монохромная, выступающая против эффектных красивостей.
Его лучшие произведения в области портретного жанра являются гордостью русской художественной культуры второй половины XIX века. Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как: Л.Н. Толстой (1873); И.И. Шишкин (1873); П.М. Третьяков (1876); М.Е. Салтыков-Щедрин (1879).
Среди портретов знаменитых людей, есть ряд портретируемых менее известных широкому кругу зрителей. Крамскому приходилось делать большое количество заказных портретов. Причем модели часто ничем не привлекали художника, тогда художник слишком увлекался фиксацией внешних средств, упуская из вида характер человека.
Философ-аналитик по складу ума, он стремился к значительным по замыслу произведениям, но необходимость писать заказные портреты преследовали его до конца жизни, и отнимали достаточно много сил.
Вероятно, заказным является портрет и из собрания Псковского музея – «Портрет Герцога Георга Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого» (1876). Государственный Русский музей, хранящий более раннею версию этого портрета (1873), в 1930 передал авторское его повторение в Псковский музей.
Портрет Герцога Георга Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого. 1876. Псковский музей-заповедник
Портретируемый – герцог генерал-адъютант (1861), генерал от артиллерии (1861) (Атрибуция И.Н. Шуваловой. ГРМ).
Второй сын герцога Георга-Фридриха Мекленбург-Стрелецкого и Марии, урожденной принцессы Гессен-Кассильской. На русской службе герцог, генерал от артиллерии, инспектор стрелковых батальонов находился с 1850 года. Он являлся почетным членом Петербургской АН, и был двоюродным братом супруги императора Николая I императрицы Александры Федоровны.
В историю России герцог вошел как инициатор усовершенствования огнестрельного оружия. Он был хорошо образован, но, как вспоминали современники, довольно высокомерен. В России он прожил 25 лет, но она для него так и не стала второй Родиной, герцог продолжал своими корнями и духом оставаться в Германии.
Портрет написан в традиционной манере, в своих изобразительных средствах довольно скуден и прост: на темном приглушенном, почти нейтральном фоне холста запечатлен широкоплечий мужчина крепкого телосложения, с военной выправкой. По этому художественному представлению сложно определить особые характеристики модели. Мы не увидим индивидуальных особенностей черт характера героя, не почувствуем его эмоционального наполнения. Герцог изображен погрудно, в развороте на 3/4, в мундире с небольшим количеством деталей и аксессуаров. Произведения Крамского не раз подвергали нападкам за отсутствие в них колорита, видимо, сказывался ретушерский опыт художника, и такая специфика отражалась на его живописном творчестве: «…у него навсегда осталась манера создавать объем лица мелкими штрихами, тонкой кисточкой, любовь к бесфактурной поверхности, незаметному живописному рельефу» (Карпова Т.Л. «Иван Крамской, М. 2000).
Несмотря на то, что основной фон почти сливается с цветом военной формы, художнику удалось найти прекрасное созвучие колорита цвета мундира и золотого позумента. Мастер ничего не подчеркивает намеренно, портрет залит ровным, спокойным светом. Легкая светотень словно подчеркивает внутреннюю жизнь лица. Свет, идущий с левой стороны, освещает крупное лицо с пышными бакенбардами по моде того времени, высокий открытый лоб, волевой, немного надменный взгляд и прикрытые усами губы, чуть тронутые улыбкой. Скупая красочная гамма, теплый фон, оставляет от портрета ощущение фотографии.
Чтобы уловить скоротечность и пульс времени, в 21 веке надо чаще останавливаться и больше вглядываться в лица, изображенные мастерами прошлого, тогда неизменно возникнет желание максимально узнать о герое портрета: станет интересна его судьба, и персона перестанет быть просто «портретируемым». И шаг за шагом через перипетии судьбы одного человека вполне возможными станут ответы на заявленные вопросы истории.
Алексеева О. А.