«Моя душа здесь…»
23 июня – День рождения Ирины Самойловны Родниковой. Сегодня ей бы исполнилось 80.
Наталья Владимировна Родникова, дочь, старший научный сотрудник Древлехранилища:
«Сегодня её имя известно далеко за пределами Псковщины, и стоит в одном ряду с крупнейшими российскими палеографами, лингвистами, историками и богословами.
О себе искусствовед Ирина Родникова говорила скромно, неизменно отмечая: «Я люблю наши краски. Синеву, охру, хвойную зелень.»
Кто вкусил состояние эйфории от общения с искусством, тот знает, что погружение в самого себя бесконечно, но и опасно. Лишь немногим дано возвращаться на поверхность обыденности. Немногим дано любить пыль веков и одновременно суету людей. Мама любила людей, любила жизнь, любила работу.
По счастью и милости Божией душа человека вечна и бессмертна, равно как и память о нём. В моём представлении её образ всегда двоится. С одной стороны, это ученый, с самоуглубленным взглядом человека, отрешенного от суеты; с другой – просто любимая мама, которая отдавала нам, своей семье, теплоту и любовь, оставшуюся навсегда в наших сердцах. И теперь, разбирая архив, непроизвольно погружаясь в ее мир, я понимаю сколько сил, знаний было вложено в каждую статью, альбом, монографию, как глубока и интересна была жизнь, полная труда и исканий.
Делая открытия, мама всегда критично относилась к себе, понимая, что есть более талантливые ученые и никогда не преувеличивала своих заслуг. Но ведь это она атрибутировала десятки редких образов, которые хранятся в крупнейших музеях страны, консультировала современных иконописцев и принимала участие в воссоздании иконостасов многих псковских церквей и монастырей.
У Ирины Самойловны был «особый глаз», она видела, что сказал иконописец или что хотел, но не сумел сказать, откуда он взял образцы для своей живописи, копирует он или свободен и оригинален…
Исследовательской работой Ирина Родникова занялась в 1970-х годах, сразу когда пришла в музей. Читала первоисточники, труды отцов церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Максима Исповедника…, - у них искала ответ на свои вопросы. Ездила в многочисленные командировки в ГТГ, работала в архивах , по крупицам собирала материалы.
Каждый образ на иконе - тайна, и Ирина Самойловна Родникова пыталась её разгадать, максимально приблизиться к ней и увериться в истинности, а ещё рассказать об этом нам. Исследования Ирины Родниковой остаются памятником её жизни. Уже новые учёные возвращаются к ним снова и снова. Это и есть исполнение предназначения человека, значит, всё не зря, не напрасно.»
Старший научный сотрудник Художественного отдела, продолжатель дела И.С. Родниковой, искусствовед М.А. Дубровская:
«Есть люди, которые всегда с тобой. По долгу службы я ежедневно читаю многочисленные труды Ирины Самойловны – книги, путеводители, статьи, листают каталоги, перебираю карточки педантично составленных ею картотек, и просматриваю архивные записи, сделанные её рукой.
Что ни говори, но имя её как исследователя, систематизатора и популяризатора псковской иконописи и предметов художественного серебра из собрания Псковского музея по полному праву заняло своё почётное место в ряду известных исследователей искусства древней Руси.
В последние годы Ирина Самойловна особенно интенсивно работала. Её весьма весомый труд, каталог «Художественное серебро XVI – начала XIX века из собрания Псковского музея» (2013) – является моей настольной книгой и большим подспорьем в работе, существенно облегчающим мою жизнь. Но именно личные качества Ирины Самойловны, её ёмкие и острые определения многих сторон музейной жизни до сегодняшнего дня остаются с нами – её коллегами!»
Старший научный сотрудник Художественного отдела, Н.И. Салтан:
«Жизнь одарила меня общением с незаурядными коллегами. Как пусто теперь без них! Как больно сознавать, что их больше нет! Остался целый ряд вещей по жизни и по работе, которые можно было обсудить только с ними…
Ирине Самойловне исполнилось бы 80 лет и сейчас она явственно стоит передо мной: яркая, жизнерадостная, независимая, остроязыкая, натура истинно творческая. И её зелёные глаза искрятся светом.»
Заведующая отделом «Музейный образовательный центр» З.Л. Колесникова:
«Не стало Ирины Самойловны Родниковой, талантливого и очень одарённого человека. Её можно было слушать до бесконечности. Когда она рассказывала нам, тогда ещё молодым сотрудникам, о псковских иконах, казалось, что открывается дверь в какое-то совсем иное измерение.
С каждым словом Ирины Самойловны это пространство становилось всё ближе, понятнее, хотелось задержаться в этой далёкой иконописной истории. Потом ещё долго не отпускало чувство какой-то необъяснимой радости.
Ирина Самойловна покоряла нас обширными знаниями, особой манерой общения, умением зажечь глаза у неискушённой аудитории, а главное – заставить принять красоту русской, псковской иконы. И нам тогда очень хотелось хотя бы чуть-чуть также воздушно, как вологодские кружева, и также красиво и сладко говорить по-русски.
Ирина Самойловна была блестящим исследователем древнерусского искусства. Ей были подвластны и строгие строчки Евангелия, и живая речь летописей, и умозрительный текст иконы. Спасибо Вам, Ирина Самойловна, что вы случились в моей музейной биографии!».
***
Более 40 лет своей жизни Ирина Самойловна отдала Псковскому музею. Исследователь музейного собрания псковской иконописи и художественного серебра; автор экспозиций «Живопись Древнего Пскова» и «Художественное серебро XVI - XIX веков».
Она являлась автором многочисленных научных статей и монографий по древнерусской живописи и православному искусству, таких как альбом-каталог «Псковская икона XIII - XVI веков», альбома «Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» альбома-каталога «Псковская икона XIV-XVII веков из собрания Псковского музея», альбом-каталог «Художественное серебро XVI-XIX веков из собрания Псковского музея-заповедника»; серии «Художественные музеи СССР», книги «Икона «Спас Недреманное Око» из Псковского музея», «К истории иконографического извода», десятков публикаций по древнерусскому станковому и прикладному искусству, творчеству современных псковских художников, статей для «Псковской энциклопедии».
За свою профессиональную деятельность Ирина Самойловна была Награждена медалью «Ветеран труда», медалями Академии российской словесности «Ревнителю просвещения», в память 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, «В память 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи», занесена в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова».
Впервые в Псковском музее именно ей присудили премию имени Ивана Забелина за труд "Псковская икона XIII-XVI века". Премии имени Ивана Забелина были учреждены в 1997 году министерством культуры Российской Федерации как высшая награда за научные исследования, выполненные сотрудниками исторических, краеведческих и историко-художественных музеев России.
Вот как вспоминала об этом сама Ирина Самойловна: «Древнерусским искусством занимаюсь со своего первого дня появления в музее - это было в 1971 году. Все мои публикации, лекции, исследования - все сферы моей деятельности музейной лежат в плоскости исследования древнерусской псковской иконы. Даже неискушенный человек, увидевший икону псковскую, сразу увидит, что это особый мир - более суровый, аскетичный, напряженный, палитра более сумрачная – и, наверное, это связано с положением Пскова на границе не только государственной, но и вероисповедальной. Вот это всё отражается и в иконах, в иконографии».
Список работ Родниковой И.С. (выборочно)
1. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Художественные музеи СССР/ Авт.-сост. И. С. Родникова /М., 1981.
2. Псковская икона «О тебе радуется» конца XV века из ГТГ// Земля Псковская древняя и современная. Материалы конференции. Псков. 1990
3. Живопись древнего Пскова. М.,1990
4. Псковская икона XIII-XVI веков. Л., 1991 [Составитель, статья, каталог]
5. Об иконе “Илия Пророк в пустыне» XIII века из Выбут // Ольгинские чтения. Псков.1999. №3
6. Материалы к словарю псковских иконописцев XIV-XVII веков // ж.Псков, 2001, №15
7. «Псковская энциклопедия» Псков., 2003. (Статья о псковских иконах и сереброделии)
8. Об иконографии псковской иконы «Богоматерь Владимирская с житием» // ж. Псков, 2003, №18
9. Образ Богоматери Мирожской. «Наше Наследие» М., 2003, №67-68
10. Икона «Спас Недреманное Око» из псковского музея. К истории иконографического извода. Псков, 2003
11. Древний Псков. М., 2006 (Альбом) История, искусство.
12. Псковская икона XIII-XVI веков// Русская икона. СПб, 2006
13. Художественное серебро XVI- начала XIX века из собрания Псковского музея-заповедника // Вестник РГНФ. 2011.